Я честно говоря в шоке. Закрыть Яндекс.Радар это все равно, что отказаться от пропаганды счастья и благополучия на ТВ.
Даже больше.
Потому-что объективную реальность, обыватель может увидеть за окном, а информация о положении дел в виртуале, ему не доступна.
В чем же причина такого решения?
Реквием по безвременно ушедшим проектам
Прежде чем рассмотреть причины внезапного отказа от Радара, давайте вспомним те 25 проектов, которые похоронил Яндекс.
На самом деле их больше. Например, "Круг" и "Народ" продали, а еще 9 проектов преобразовали в той или иной форме.
Приведу только один, близкий нам, пример.
В 2001 году Яндекс запустил сервис Дзен.Поиск. Это было что-то наподобие гибрида Поиска и Дзена — пользователь давил на кнопочку "Найти" и алгоритм выдавал ему ответы. Фишка была в том, что самой поисковой строки в сервисе не было. Алго сам определял, что хочет пользователь. Даже адреса у сервисов идентичные, у старого был dzen.yandex.ru, у нового zen.yandex.ru (сейчас стоит переадресация).
Однако вернемся к нашим "мертворожденным малышам".
Я не знаю сколько на них потратили средств и усилий, но список впечатляет:
Дамы могут встать, джентльмены снять шляпы, а мальчики,расположившись в два ряда, запустить торжественные фонтанчики. Ибо салют при сжигании заемных средств не предусмотрен.
Яндекс.Радар: на кого ты нас родимый покинул?!
Конечно было бы странно, если ООО заявила: "Всё! Мы перестаем манипулировать со статистикой, поэтому отказываемся от сервиса Яндекс.Радар. Теперь мы, как Гугл, будем ориентироваться на сравнительные характеристики от независимых компаний."
Такое могло бы произойти, если Яндекс совершил оборот на 180 градусов, и зашагал обратно от инфоцыганства, к тому с чего начинал — к высоким технологиям.
Но ООО "Такси", даже не смогло по честному прикрыть Радар. Оно лишь отказалось показывать в нем сторонние ресурсы — этакий вариант виртуальной Северной Кореи.
Когда не с чем сравнивать, то можно навесить лапши, что ты живешь в самой счастливой стране.
Ну, а если кто-то, особо умный, начнет возникать, что показатели слишком завышены, то всегда можно ответить "у нас свой метод подсчета статистики". Сравнивать ведь не с чем.
Чтобы далеко не ходить, вот наглядный пример (показатели Радара за последние 30 дней):
Обратите внимание, Радар не показывает суточную аудиторию Гугла, зато кросс-девайс почти на 10 млн. выше (про разницу в количестве посетителей, я вообще не говорю).
А это показатели от независимого Лайвинтернета:
Тут есть свои хитрости, которые помогают оправдываться Яндексу, и доказать нечестность которых невозможно.
Если коротко, то Яндекс давит на то, что Лайвинтернет считает отталкиваясь от переходов, а по мнению Яши в Гугле мало народу делает много переходов, а в Яндексе, много народу, переходят мало.
В общем обычная инфо-муть, которая разбивается о следующий график:
Здесь видно, что относительная доля Гугла, на каких бы показателях не базировался Лайвинтернет, растет. Причем, если в марте, с началом шума вокруг коронавируса, тенденция для Яши была положительная. То теперь разница подошла к своему пиковому значению.
А впереди еще лето — время, когда максимальное количество пользователей отказываются от Яши в пользу Гоши.
Добавьте сюда еще снятие карантинных мер в России, где максимальный процент пользователей Яндексом в рунете, и мы получим, что поисковая доля Яши может упасть до катастрофических 30%.
Как эту разницу прикрывать в Радаре? Там и так показаны 399 млн. посетителей, что, даже с учетом разных браузеров, практически весь рунет, считая стариков и грудных детей. (Напомню, все русскоговорящее население в мире оценивается в 278 млн.)
Вот Яндекс и придумывает показывать только свои сервисы в Радаре.
Не с кем сравнивать — нет проблемы. Можно рисовать бесконечный рост абсолютных показателей — в Багдаде все спокойно!
Главное, чтобы акционеры не волновались
Яндекс рисует — акции растут. Ляпота!
А что же наш малыш Дзен?
Нашему поросеночку везет. Его нет в Лайвинтернете. Ни среди поисковиков, ни среди соцсетей, ни среди каталогов. Наверное поэтому махинации со статистикой в Радаре у него наиболее чудовищны (я уже не раз писал об этом).
Сейчас он находится на 8 месте, проигрывая всем своим конкурентам:
Особенно, если учесть, что даже дряхлые Одноклассники выше.
Более того, если сравнить, что дали видосики Дзену, то мы получим интересные результаты.
Дзен вырос с апреля на 1 млн., а его прямые конкуренты:
- Одноклассники — 2 млн.
- Майл. ру — 7 млн.
- Инстаграм — 8 млн.
- Ютуб — 10 млн.
То есть, вместо того чтобы догонять конкурентов. Дзен, на фоне мудрого видео-бьюти-руководства, падает. Разрыв все больше увеличивается.
Даже от Одноклассников, которые давно умирают ... относительно всех, кроме Дзена!
К сожалению, с новым Радаром мы всего этого не увидим. Будем, как акционеры, смотреть картинки роста и радоваться.
ПС. Клурикон Мик: