Когда денег больше чем достаточно, приходит желание тратить их исключительно на личные удовольствия. Чем и занимались богатейшие представители купечества, распыляя финансы на любовниц, дорогую еду, проведение светских приёмов, игру в карты. Но, несмотря на причуды, пьянство и кутежи, российские купцы много сделали и для отечественной культуры, сохранив для потомков бесценные коллекции картин, редкие предметы искусства и просто значимые для истории вещи.
Чем славились русские богатеи
Отличительной чертой людей, сумевших сколотить значительный капитал в дореволюционной России, всегда был размах, с которым они тратили деньги. Даже на повседневную еду уходили значительные суммы, не говоря уже о случаях, когда купец решил «погулять». А покутить представители купеческого сословия любили, и в отличие от аристократии, предпочитавшей модную иностранную кухню, подчёркнуто упирали на исконно русские блюда. Белужья икра, уха из стерляди, запечённые осётры, индюшки, откормленные грецкими орехами, и, конечно же, поросята – вот лишь часть названий меню, которое подавалось в знаменитом Купеческом клубе Москвы.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <
О поросятах стоит сказать отдельно: покупались они членами клуба у известного в те времена трактирщика и купца II гильдии Ивана Тестова. Стоила молодая свинина огромные деньги, так как при жизни животным предоставлялся чуть ли не изысканный сытный корм, а их подвижность ограничивалась специальной конструкцией, дабы сохранить нежный жирок. Немалые суммы тратилась и на «банкетную» телятину, вскормленную когда-то цельным молоком, а также на каплунов, пулярок и вино, которое купцы истребляли (по меньшей мере) десятками литров, отдавая предпочтение дорогому шампанскому.
Даймлер, француженка за 200 тыс. и другие пристрастия финансового туза Рябушинского
Не чуралось купечество и плотских утех, посещая рестораны, чтобы со вкусом отобедав, порадовать себя необременительной связью с певичкой цыганского, венгерского, а чаще русского хора, развлекавшего публику в знаменитом «Яре». Впрочем, если ресторанные певицы устраивали мелких купцов, то финансовые тузы I гильдии выбирали себе «штучный товар», требовавший весьма ощутимых расходов на содержание.
Так, потомственный купец-промышленник Николай Рябушинский потратил на французскую любовницу Фажетт более 200 тыс. руб. за 2 месяца, оплачивая её прихоти и покупая драгоценности ценою в десятки тысяч рублей. Для сравнения: оплата рабочего за 12-часовую смену равнялась 50 копейкам и считалась высокой ценой за такой труд.
Тяга к прекрасному полу была у Рябушинского основной слабостью – поддаваясь ей, он устраивал на своей вилле «афинские ночи», приглашая на них местную богему, состоявшую из художников, писателей и популярных в Москве актёров. Постоянные кутежи едва не довели молодого повесу до разорения, и лишь установленная родственниками опека предупредила полнейший финансовый крах «удалого» купца. Впрочем, через несколько лет Николай Павлович получил-таки доступ к своим средствам и с прежним усердием начал трясти мошной.
Кроме прирождённой страсти к женскому полу, Рябушинский славился быстрой ездой: приобретя последнее слово техники – роскошный автомобиль «даймлер», купец успел за короткий срок не только привлечься несколько раз к ответственности за дорожные нарушения, но и сбить пешехода. Благо, тяжёлых увечий пострадавший не получил, но, тем не менее, лихачу пришлось выплатить весьма крупную сумму отступных, чтобы замять происшествие.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <
Однако тратил деньги эксцентричный Николай Павлович не только на женщин и вызывающие любопытство технические новинки. В молодые годы он побывал в Новой Гвинее, откуда привёз настоящие отравленные стрелы, рассказав, что получил их от африканских аборигенов-людоедов. Позже он объездил Европу, пополнив коллекцию старинными фарфоровыми вазами с Мальорки, итальянскими бокалами из венецианского стекла и прочими ценными вещицами, которые приглянулись щедрому на траты купцу.
Учёные животные – модный тренд среди русского купечества
Многие богатые представители купечества отличались своей чудаковатостью, которая часто являлась следствием обладания большого капитала. Так, кутила и прожигатель жизни Арсений Морозов задумал построить особняк, чтобы поразить москвичей роскошью и вычурностью внешнего вида строения. На вопрос архитектора, что предпочитает заказчик: готику, неоклассику или мавританский стиль – двоюродный племянник знаменитого купца Саввы Морозова, ответил: «Строй во всех (стилях) – денег хватит!».
Новый особняк, как и его владелец, претерпел немало насмешек от искушённой аристократической публики. Даже в романе Льва Толстого «Воскресенье» здание описано, как «глупый, ненужный дворец какого-то глупого ненужного человека». Но причуды купцов относились не только к архитектурным изыскам: желание казаться удачнее и богаче, чем есть на самом деле, приводило к нелепому подражательству, смешившему впоследствии всю Москву.
Известный в то время случай, когда мелкие купцы решили перещеголять миллионера Хлудова, заведшего себе тигрицу – и купили в цирке «учёную» свинью. Правда, выходить с ней в свет, как это делал их более обеспеченный собрат по сословию, они не планировали: животное решено было использовать для торжественного поедания, проведённого с широкой оглаской, чтобы показать не меньшую «крутость». Однако случился конфуз, ставший позже достоянием общественности: хрюшка оказалось простой необразованной свиньёй, которую продал хитрый клоун Танти под видом своей талантливой «артистки».
От диких причуд к созданию музеев, или как собирались уникальные коллекции русскими богатеями
Купеческое стремление выделиться и превзойти любого проявлялось во всем: даже коллекционирование предметов искусства начиналось не от осознания культурной ценности, а от желания иметь вещь, которой больше ни у кого нет. Часто это сопровождалось пари, как, например, в случае с Алексеем Бахрушиным – создателем известного Театрального музея в Москве. Поспорив с двоюродным братом, что за месяц переплюнет его коллекцию, которую тот собирал не один год, Бахрушин так увлёкся поиском театральных редкостей, что эта страсть не покидала его до конца жизни.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <
История начала коллекционирования Михаила Абрамовича Морозова выглядит совсем комично: купив за 2 000 франков 4 картины Гогена, купец продал их через какое-то время и получил сразу 26 тыс. франков прибыли. Однако, придя на другой день в картинную галерею и обнаружив там бывшую собственность по цене 50 тысяч, Михаил Абрамович без колебаний купил картины обратно, не поскупившись почти на двойную переплату.
Впрочем, большую коллекцию собрать Морозову не удалось – в 33 года он скончался. Поэтому знаменитая «морозовская коллекция», в том виде, в каком её знают сейчас, была собрана уже его младшим братом – Иваном Абрамовичем.
А купеческая дочка Вера Мухина стала известным скульптором и прожила сложную жизнь.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/091119/44616/