«Квинта» - игра, которая родилась в студенческой среде, но прижилась и в школьных условиях. Я стараюсь ее вводить тогда, когда нужно придать импульс развитию именно творческих способностей. Название связано с двумя факторами. С одной стороны, название происходит от латинской цифры «пять», и в игру играют командами по пять человек. А с другой стороны, это модификация всем известной игры КВН, только с одной очень важной особенностью – она не требует подготовки никаких домашних заданий, и в этом, согласитесь, ее очень важное достоинство. Вся игра действительно основана на творчестве, которое рождается «здесь и сейчас» в ходе коллективного взаимодействия участников игры.
Первоначально формируется игровой банк, когда участники игры пишут любые слова на свою букву (у нас в Лагере друзей за каждым закреплена своя буква; подробнее об этом – ниже). Далее этот игровой банк используется в ходе самой игры, и большинство творческих заданий будет привязываться к словам, случайно взятым из игрового банка.
В игру можно играть как постоянными пятерками с привлечением внешнего жюри, но у нас родилась более подходящая нам модификация, когда эти пятерки после каждого конкурса сменяются, а в роли жюри оказываются все остальные участники коллектива, голосующие за ту или иную команду. Такая разновидность игры получила у нас название «Квинта дружбы», и она оправдывает свое название. В этом варианте не столь важна победа, так как пятерки сменяются после каждого конкурса, важно творческое взаимодействие с партнерами, которые после оценок творческих способностей других сами оказываются на игровой площадке.
Игра состоит из десяти заданий, часть из которых действительно сложна в творческом плане, но мы уже с Вами рассматриваем творческие игры повышенной сложности, в которые коллектив может играть только на достаточно высоком уровне своего развития.
Первое задание – творческая реклама слова. Ведущий вытаскивает из общего банка данных слово для каждой команды и засекает минуту времени. Команды по истечении времени должны прорекламировать свое слово.
Лимит времени, кстати, очень важен. Он заставляет работать с предельной мобилизацией всех сил и способностей, парализуя негативные проявления личности, те же самые амбиции.
Второе задание – творческая импровизация. Это задание требует предварительной подготовки организатора. Суть его в том, что ведущий по очереди каждой команде представляет ситуацию, в которой ее участники должны импровизировать свои роли ровно в течение одной минуты. Эти роли тоже присваиваются ведущим каждому участнику команды. По условиям этого конкурса, они не должны предварительно договариваться друг с другом о своих действиях, все контакты происходят полностью импровизационно. В течение минуты каждый погружается в свою роль, и по сигналу ведущего все одновременно начинают свои импровизации, стараясь по ходу добиться некоего коллективного действа. После того, как одна команда показала свою импровизацию, по аналогичному варианту организуется импровизация другой.
Вот примеры ситуаций и ролей в них:
- «У зубного врача» (врач, пациент, санитар, бормашина, щипцы);
- «На скотном дворе» (доярка, корова, ведро, скотник, петух);
- «В цирке» (клоун, дрессировщик, тигр, канатоходец, ведущий);
- «Артиллерийский расчет в бою» (командир, пушка, подносчик снарядов, заряжающий, снаряд);
- «На пляже» (отдыхающая, ухажер, полотенце, волна, мячик);
- «В магазине одежды» (продавец, покупатель, сто рублей, шуба, носовой платок).
Кстати, последняя тема импровизации со временем вылилась у нас в постоянный вариант – «В супермаркете», который уже не требует предварительной подготовки организатора. Тогда остается только назначить только продавца и покупателя, а «продаваемые и покупаемые товары» определяются из игрового банка случайно взятыми словами.
Задание хорошо развивает очень важную в отношениях между людьми и в дружбе – импровизационную гибкость в поведении и мгновенность реакций.
Третье задание – конкурс ораторов в общекомандном варианте.
Создается импровизированная «трибуна», к которой по очереди должны подходить по одному человеку от каждой команды. Слово из банка данных определяет тему выступлений. Нужно вспомнить все, что связано с этим словом, как-то касается его, рассмотреть все возможные ассоциативные связи и варианты применения. Причем, после выступления участника из одной команды идет представитель другой безо всякой задержки, пока команды не исчерпают все возможные знания, связанные с этим словом.
Четвертое задание – индивидуальный конкурс ораторов. По итогам коллективного конкурса определяются лучшие ораторы, которые демонстрируют индивидуальное ораторское мастерство по тому же принципу (как только высказал одну мысль один, его сменяет другой), но по поводу другого слова, взятого из игрового банка.
Пятое задание – кольцовка песен. Тему кольцовки определяет ведущий (см. темы в главе «закон песни»), в более сложном варианте – тема определяется взятым из банка данных словом, в ход идут все песни, имеющие даже опосредованное отношение к данному слову, если команда сумеет объяснить это отношение.
Шестое задание – конкурс стихотворцев. Это, пожалуй, самое сложное задание в творческом плане, но в случае его успешности приносит «глубокое удовлетворение» от зримых, точнее слышимых, результатов коллективного творчества. Слово из банка данных определяет тему «оды», которую должны сочинить обе команды, причем сделать это коллективно. Первая команда предлагает строчку, вторая должна продолжить стихотворение и или, зарифмовать предложенную строчку, или представить дальнейшее развитие стихотворной темы.
Более сложный, но и более интересный вариант заключается в том, что на каждую строчку команде предлагается новое слово, которое она должна включить в свою строчку. Результаты поэтических «потугов» команд целесообразно фиксировать с последующим воспроизведением коллективного итога.
Седьмое задание – звуковая дорожка. Оно похоже на творческую импровизацию, только это импровизация в голосовом варианте. Командам даются ситуации, которые те после минутной подготовки и без обсуждения должны озвучить. Остальные слушатели для чистоты восприятия закрывают глаза и наслаждаются минутной «звуковой дорожкой» сначала одной, а затем и другой команды по новой уже теме.
Примеры тем «звуковых дорожек»: «На болоте», «На ферме», «Родительское собрание», «Педсовет», «На уроке», «На перемене», «Нападение индейцев», «В сумасшедшем доме», «Разгар торговли на рынке», «Настройка оркестра» и т. п.
Есть и вариант без предварительной подготовки тем, его условное название – «Звуки оживших предметов». В этом случае команды должны коллективно озвучить слова, взятые из игрового банка.
Восьмое задание – суд над словом. Одной команде предоставляется роль прокуроров, другой – адвокатов. В соответствии со своей ролью одни должны «обвинить» понятие, выражаемое взятым из игрового банка словом, а другие его «защитить». После этого обмен ролями и еще один тур с новым словом.
Девятое задание – мученики - в котором задействуются по одному самому артистичному человеку от каждой команды, выполняется одновременно с подготовкой остальными десятого задания – инсценированной сказки.
Четырем оставшимся участникам в каждой команде даются по три слова из игрового банка данных, и они в течение 3-5-ти минут должны придумать и показать сказку с этими словами. Как правило, один становится рассказчиком, а трое остальных играют сказочные роли доставшихся слов.
Но пока они готовятся, все незадействованные в командах зрители становятся свидетелями последнего «шоу», в котором еще раз воспроизводится весь словесный ряд игрового банка. Двое «мучеников» становятся спинами друг к другу, чтобы они не могли друг друга видеть, и ведущий начинает через 5-10-ти секундные промежутки зачитывать слова. «Мученики» должны изобразить из себя те слова, которые зачитывает ведущий, - не показать, а воплотить насколько это возможно зримо и натурально. Последняя пара слов не зачитывается вслух, а сообщается на ушко по очереди каждому мученику, и он «мучится» в изображении слова до тех пор, пока кто-то не угадает его.
К этому времени, как правило, готовы инсценированные сказки, и игра «Квинта» завершается их просмотром, подведением итогов, если в игре участвовали фиксированные пятерки, или общим поздравлением друг друга за успешную коллективную игру.
Что еще хочу сказать об условиях успешности этой игры. Вы, наверно, сами убедились коллеги, что необходимы два условия – достаточно высокий уровень сплоченности и развитые навыки коллективного творчества. И то, и другое возможно только на достаточно высоком уровне развития коллектива (не ниже «Мерцающего маяка» - об уровнях поговорим в третьей части книги). В противном случае частые творческие «пробуксовки» просто не дадут провести игру с необходимым уровнем динамизма.
Игра хорошо подходит для проведения в смешанном детско-взрослом составе. Мы ее используем во время ежегодных выездных коллективных сборов, где принимают участие учителя и дети. Интересна дифференциация функционального обеспечения двух важнейших условий успешности «Квинты» - сплоченности и творчества. Оказавшись в одной смешанной команде, ученики берут на себя роль основного сплачивающего фактора, а учителя – основную творческую функцию, особенно в сложных, требующих специальных навыков конкурсах (стихотворцев, ораторов).
Эффект такой игры в создании неповторимой атмосферы ученически-учительского братства трудно переоценить. Ничто так не сплачивает учителя и ученика, взрослого и ребенка, как совместное творчество, причем творчество, являющееся продуктом единой команды, где и учитель, и ученик выступают в абсолютно равных игровых позициях, и вклад каждого в творческий процесс может быть вполне соизмерим. Мы еще вернемся к этому эффекту, когда будем говорить о возможности создания единого учительско-ученического коллектива и дружбы между учителем и учеником.
Вы обратили внимание, коллеги, что во многих творческих играх есть обращение к творчеству через призму некоторых видов искусства – литературу, поэзию, музыку, театр.
В распорядке для Лагеря друзей есть время, которое специально посвящено искусству, точнее, творчеству через призму живописи как основного вида искусства и музыки как вспомогательного. Это время называется «Час искусства». Он проводится перед обедом, после завершения основной работы лагеря по тематике данного дня.
В чем заключается психологическое обоснование «Часа искусства».
Завершается первая половина дня. Накапливается как физическая, так и психологическая усталость от интенсивного общения, творческой совместной работы. Начинают бессознательно экономиться силы от дальнейших энергетических затрат. Общение становится все более формальным, эмоциональные реакции все более поверхностными. Самое время остановиться и развернуть внутренние личностные процессы в другую сторону, подпитать истощенные душевные структуры. То есть, перейти от экстравертированности коллективной работы к интровертированному самоуглублению. В общей ритмической пульсации, которой подчинена и жизнь коллектива, маятник ее должен качнуться в противоположном направлении.
Ребята разбирают свои альбомы для рисования, ведущий объявляет тему рисунка, включается спокойная классическая музыка, и все приступают к работе. Это время спокойного умиротворения и творческого самоуглубления. Каждый обращается к своей индивидуально неповторимой творческой глубине, уходит в нее и именно в ней восстанавливает свои растраченные силы. Но это только одна сторона процесса. В ходе индивидуального творчества активно развиваются процессы самопознания. Полученный во время интенсивной коллективной работы опыт символически воплощается в создаваемых на бумаге образах и ассоциативно связывается с непроявленными и скрытыми душевными структурами. Каждый рисунок – это часть тебя самого, твоего опыта, твоего видения мира, твоей самооценки, твоего понимания самого себя и других.
В психологии эта форма работы называется «проективный рисунок». Мы примем это название, хотя, как мы убедились выше, функции «Часа искусства» значительно шире.
Вот примерные темы проективных рисунков: «Пейзаж моей души», «Моя главная проблема», «Моя мечта», «Чего я боюсь», «Праздник души», «Мой абстрактный портрет», «Мое одиночество», «Остров моего счастья», «Я в глазах самого себя», «Я в глазах других», «Обратная сторона души», «Портрет дружбы».
Несколько сезонов мы целенаправленно работали над воплощением десяти «базовых эмоций» и проективные рисунки имели следующие темы: «Моя радость», «Мой гнев», «Мой страх», «Мой интерес», «Моя вина», «Моя печаль», «Мое удивление», «Мое отвращение», «Мой стыд», «Моя обида».
Возможны и личностно направленные проективные рисунки. Например, по жребию или по желанию коллектива выбирается психологический «натурщик» - протагонист. Тогда темами проективных рисунков могут стать: «Моя ассоциация с…», «Мое отношение к…», «Главное положительное качество…», «Главный недостаток…», «Наше общее с…»
Рисунки заканчиваются, наносятся последние штрихи, но это, оказывается только первый этап работы. На втором этапе происходит выход из состояния «интравертированной углубленности» через те или иные формы общения, взаимодействия и обмена продуктами индивидуального художественного творчества. Оказывается, даже в такой индивидуалистичной по своему содержанию форме работы Лагеря друзей как «Час искусства» есть место для коллективистской составляющей, для дальнейшей работы по сплочению коллектива. Более того, это даже очень эффективная форма работы в этой области.
Результат своего творчества всегда дорог для творца, и он ждет к нему понимающего и бережного отношения. И когда такое отношение проявляется, это рождает ответную эмоцию благодарности и желание еще более открываться и отдавать душу своим друзьям.
Законченные рисунки складываются в стопку, а затем разбираются заново. Каждый получает рисунок какого-то своего товарища или друга. Его задача вжиться в полученное произведение и попытаться понять, чей же это рисунок. Ведь рисунок – это отпечаток души, и надо постараться понять, чья же это душа «отпечаталась» на рисунке.
Если такое постижение происходит, то на обратной стороне листа пишется имя предполагаемого автора. По сигналу ведущего сидящие по кругу участники передают в одну из сторон соседям просмотренные работы и получают от других соседей новые работы, и сеанс «постижения авторства» продолжается. И так до тех пор, пока через каждого не пройдут все работы, то есть, пока не вернется первый рисунок.
Далее каждый находит свою работу и подводит итог ее «постижению» своими друзьями. Обращается внимание и на количество угадавших, и на их «персональный состав». Это хорошая информация к пониманию того, кто из сидящих в кругу твоих друзей и товарищей наиболее глубоко постиг твою душу, так что способен определить ее по «отпечатку».
В последействии «Часа искусства» выясняются самые «постигаемые» авторы и самые «непостижимые», их рисунки снова показываются, и каждый еще раз имеет возможность задуматься о своих способностях в постижении человеческой души по продуктам ее творчества.
«Продолженный рисунок» - одна из форм совместного художественного творчества, где общий результат складывается из вкладов всех участников «процесса». Каждый участник начинает рисунок, наметив только его общую идею, а затем по сигналу ведущего передает его соседу. Теперь задача каждого попытаться понять первоначальную идею автора, развить ее, дополнив полученный рисунок, который по сигналу передается дальше.
И так до возвращения к тебе твоего первоначального рисунка. С каждой передачей задача все усложняется. Все сложнее среди всех, вполне возможно, искажающих дополнений понять первоначальную идею и добавить к ней что-либо свое. Зато необыкновенно интересно по результатам, когда к тебе вернулся твой первоначальный набросок, исследовать и анализировать все многочисленные «дополнения», порой такие далекие от первоначального замысла.
Что касается технической стороны организации «Часа искусства», то желательно, чтобы у всех были свои персональные альбомы, которые нетрудно раздать или разобрать, а набор художественных средств был или однотипен, скажем, фломастеры, или, наоборот, разнообразен, чтобы процесс «опознавания» происходил именно по воплощенным художественным образам, а не техническим средствам.
(продолжение следует... здесь)
начало главы о творчестве - здесь
общее начало - здесь