Витебский вокзал в Санкт-Петербурге самый первый вокзал в России. Построен еще в 1837 году. Правда в те времена он выглядел не так как сейчас. Это было одноэтажное деревянное здание. И назывался вокзал Царскосельским, как и железная дорога.
Не трудно догадаться, что связывала она столицу Санкт-Петербург и Царское село, а главными пассажирами дороги были царские особы. Первый отправившийся до Царского села паровоз носил имя "Проворный". Среди пассажиров был император Николай I, а управлял машиной австрийский инженер Франц Герстнер. Он собственно и руководил строительством железной дороги.
Деревянный Царскосельский вокзал снесли в 1849 году, он перестал справляться с потоком пассажиров. На его месте построили двухэтажное каменное здание по проекту архитектора Константина Тона. Но оно не сохранилось до наших дней. А вот шедевр архитектора Станислава Бржозовского мы можем наблюдать и любоваться им. Современное здание вокзала построили в 1904 году и это настоящая классика русского модерна начала двадцатого века. А еще и одно из первых строений в этом стиле в Санкт-Петербурге.
Высота потолков вестибюля вокзала 20 метров. Здесь практически в первозданном виде сохранилась лестница с мраморными перилами и декоративными вставками из бронзы.
Лепнина, арочные своды и окна, потрясающие витражи.
В убранстве вокзала использовано много металлических кованых изделий. Потрясающей красоты винтовая лестница сейчас используется по назначению только сотрудниками вокзала и полицией, но кое-кто улучил момент пока никого не было и прошелся по ней.
А на полу неплохо сохранившаяся метлахская плитка.
Витебский единственный вокзал в России, рельсовые пути в котором находятся на втором этаже. Здесь меня покорили великолепные арки дебаркадера, выполненные из металла с массой заклёпок. Ощущение будто ты в Париже. Почему-то именно с Францией у меня ассоциируются данные конструкции.
Для своего времени Витебский вокзал был очень продвинутым в техническом плане. Здесь широко использовалось электрическое освещение, были лифты для пассажиров и багажа, сейчас они к сожалению не работают. Кстати, в чем проблема их починить и использовать? В Европе подобные механизмы почти всегда в рабочем состоянии, не смотря на то, что им может быть больше ста лет. У нас же наоборот, практически никогда подобные вещи не работают.
С Витебского вокзала можно уехать соответственно в Витебск, Брест, Кишинёв, Киев и другие города. По мне это один из самых красивых вокзалов в России. Слава Богу, что никому не пришло в голову его перестраивать или модернизировать. Мы знаем как РЖД это умеют. Витебский вокзал прекрасен тем, что выглядит так же как и сто лет назад.
P.S. Извините, что мало собственных фотографий, в основном я снимал вокзал на видео, но пока его не смонтировал, как будет готово добавлю сюда.