Как и ожидалось, 22 июня на WWDC Apple в числе прочего объявил о предстоящем переходе всех компьютеров Macintosh на чипы собственной разработки серии A.
Об этом уже было известно. Даже понятно что за чипы это вероятнее всего будут в первом Macbook, который должен появиться в 2021 году.
О самом кремнии под Mac кстати не было рассказано ничего. (Что в общем понятно - мероприятие нацелено на партнеров-разработчиков софта, главным образом, а не для покупателей.) Был лишь показан скриншот от новой macOS Big Sur c упоминанием процессора Apple A12Z Bionic в системных параметрах. В реальной же продаже, наверняка, появятся продукты на базе уже следующего поколения, скорее всего A14.
Пока, конечно, основная часть Mac - и настольных и портативных - будет оставаться на Inte. Но что на Apple Silicon в конечном счете перейдут все компьютеры Apple - сказано четко.
"Процесс переходя займет несколько лет."
Главный вопрос, который беспокоил всех - как будет осуществляться миграция ПО. Ведь MacOS работает в системе команд x86, а Apple выпускает ARM-процессоры. Были сомнения - будет ли задействован режим эмуляции проwессоров Intel или новые Mac будут использовать ОС iOS/iPadOS или какой-то специальный вариант ОС.
Нет, ПК на процессорах серии Apple A будут работать под MacOS Big Sur, которая как бы становится универсальной с точки зрения поддержки и x86 и ARM. Собственно Big Sur также анонсирована сегодня и появится осенью.
Кстати, визуально в ее интерфейсе угадывается поступательное движение именно к iPadOS - кнопки, виджеты и проч. Но главное, под Big Sur на ARM можно будет запускать приложения для iPhone/iPad - это сказано было четко.
Но что же с нативными MacOS приложениями? Запускать сейчас их можно будет с помощи ПО Rosetta 2. Это динамический транслятор, позволяющий пускать код, скомпилированный для x86 на ARM. То есть по сути эмулятор. (Rosetta - так назывался еще софт для Macintosh, пускавший на x86 для PowerPC, при предыдущей смене компонентной основы в 2006 году.)
На презентации был продемонстрирован запуск под Rosetta 3D-аниматора Maya. Rosetta работает и с играми - был показан запуск Shadow of the Tomb Raider.
Но Apple говорит и об облегченном процессе перекомпиляции, фактически о возможности параллельно разрабатывать ПО под обе платформы. В IDE xCode (интегрированная среда разработки Apple), утверждается, все для этого встроено уже сегодня.
"...Лучший способ сделать это <переход> - нативные приложения. Приложения для Big Sur будут нативными для новых чипов Apple. Все, что нужно разработчикам, встроено в xCode. Проекты открываются и рекомпилируются за пару дней. "
Сообщено, что Microsoft и Adobe уже работают над переходом. Photoshop уже переведен, как и редактор видео Apple Final Cut Pro.
Переход, конечно, штука трудоемкая, а динамическая перекомпиляция отъедает системные ресурсы. Но в случае с Apple и ее жестко контролируемой и управляемой экосистемой переход представляется исполнимым.
И для Intel и AMD - это очень плохой прецедент. Для Microsoft теоретически тоже. Хотя последняя начинает все активнее работать в обеспечение работы на ARM и определенный путь в этом направлении уже проделала.