Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Величие и падение Римской империи

Оглавление

Римская империя долгое время считалась в древности непоколебимой, но, как оказалось впоследствии, было достаточно одного-единственного набега варваров, чтобы она канула в небытие. Чем же ещё, кроме завоевательных походов и гладиаторских боёв была знаменита Римская империя и почему, в конце концов, её постиг крах?

В качестве иллюстраций для этой статьи использованы репродукции картин итальянского художника Этторе Форти (1850-1940 гг.)
В качестве иллюстраций для этой статьи использованы репродукции картин итальянского художника Этторе Форти (1850-1940 гг.)

Величие Древного Рима

Широко протёр римский орёл свои крылья - от знойных африканских пустынь, до Туманного Альбиона. Возникнув за тысячелетия до ЕС, Римская империя стала его предшественником, причём, существовала она не только на бумагах, но и реально подчинила себе обширные европейские территории.

Древние римляне успешно использовали единую финансовую систему, а в качестве международного языка применяли латынь. Именно она, превратившись в конце концов в "мёртвый" язык, легла в основу большинства современных европейских языков и продолжает "жить" в научных и медицинских кругах.

В Древнем Риме существовали стандартизированные системы самоуправления и делопроизводства, а римское право стало основой всей современной гражданской юриспруденции. Даже знаменитый "Кодекс Наполеона" был схож с римскими кодексами более, чем на 60%.

Римская армия, сыгравшая ключевую роль в становлении империи, на многие столетия предопределила принцип тактического формирования войск. Даже в настоящее время во всех современных армиях в качестве основы тактической единицы считается батальон, а эта "традиция" как раз и идёт из Древнего Рима.

Сохранившиеся до наших дней древнеримские сооружения свидетельствуют, что римляне умели строить не то, что на века - на тысячелетия. Например, уцелевший мост через реку Гар, представляет собой трёхъярусное сооружение высотой с шестнадцатиэтажный дом, соединяющее два берега реки не по прямой, а с небольшим изгибом.

При взгляде на него можно было бы подумать, что древнеримские инженеры допустили ошибку, вот мост и искривился. Но на самом деле никакой ошибки нет: наоборот, сооружение строилось с учётом того, что в этой местности весной бывают сильные паводки, которые могли бы разрушить обычный прямой мост.

Древнеримские дороги

О том, что римляне строили "на совесть", свидетельствует и то, что в различных частях Европы построенные ими дороги использовались до 20 века, при том, что их никогда не ремонтировали. Для сравнения: ни одну из современных дорог нельзя было бы использовать, не ремонтируя, не то, что пару тысячелетий, но и два десятилетия.

Ни одна империя не могла обходиться без дорог, вот и римляне строили своё государство, прокладывая дороги, за строительством которых следило специальное ведомство.

В итоге, общая протяжённость римских дорог достигла 250-300 тыс. км. Для сравнения: в России к 1913 году построили только 50 тыс. километров дорог, причём, большинство из них были грунтовыми. Римляне же строили преимущественно дороги с твёрдым покрытием. Причём, весь их основной километраж приходился на провинции.

Нередко римские инженеры перестраивали ранее проложенные дороги, как это было, например, с древнеегипетским караванным путём, протянувшимся от Антинополя до побережья Красного моря.

В Северной Германии римляне прокладывали мощёные дороги трёхметровой ширины даже через заболоченные местности. И, надо заметить, те были настолько качественны, что по некоторым их участкам до сих пор можно не то, что безопасно пройти, но даже и проехать на грузовом автомобиле.

Но наибольшей известностью пользуется знаменитая Аппиева дорога, построенная в IV веке до н.э. Это сооружение - своеобразная магистраль в шесть метров шириной, обеспечивающая двухполосное движение в противоположные стороны.

Как же строили свои дороги древние римляне? Вначале вручную выкапывали траншею глубиной примерно с метр. Если грунт проседал, его укрепляли, вставляя в дно деревянные сваи, а стенки канавы укрепляя плитами из камня. После этого делали "подушку": насыпали крупные камни, затем - более мелкие, после чего присыпали их слоем песка. Далее снова засыпался камень, после него - известь, порошок из толчёных глиняных черепков и в завершение укладывались каменные плиты. Причём, римляне намеренно строили свои дороги так, чтобы те имели небольшой скос к краям для стока дождевой воды.

Большинство римских дорог прямые, как полёт стрелы. Ведь инженеры полагали, что ни к чему учитывать рельеф местности. Если на пути строящейся дороги возникал овраг, то через него перебрасывали мостик, если же путь строителям преграждала скала, в ней прорубался тоннель. Кстати, один из таких тоннелей, расположенный поблизости от Неаполя, поистине впечатляет: его длина составляет примерно 1300 метров, при том, что строился он вручную.

Города, основанные в древнеримскую эпоху

В Римской империи было 1800 городов, многие из которых сохранились до настоящего времени. Большинство крупнейших европейских городов, таких, как Париж, Лондон, Милан, Будапешт, София, Белград, Вена, Турин и прочие, были основаны в древнеримскую эпоху.

Римская уличная сценка.
Римская уличная сценка.

Однако, ни один город не сможет существовать без воды, а потому велось активное строительство акведуков, считающихся технологическим чудом даже в наши дни. Чтобы обеспечить водой население Рима, была построена сеть каналов протяжённостью в 90 км.

Для обеспечения чистоты была построена и канализация, причём, ширина коллекторов в знаменитой "клоаке Максима" так велика, что для того, дабы перебраться на другой её берег, понадобилась бы лодка.

Позаботились древние римляне и о том, чтобы на улицах их городов не застаивалась дождевая вода. Они разработали настолько совершенную систему стока, что учёные даже подумывают использовать её в современных городах.

Почему же Древний Рим пал

Казалось невероятным, чтобы такая могущественная империя, как Древний Рим, могла пасть от рук необразованных варваров, но именно это в конце концов и случилось. Однако, предпосылки к "началу конца" римской империи наметились уже давно и существует несколько версий того, какие же факторы "помогли" варварам разрушить Рим.

Некоторые исследователи полагают, что Рим разрушило стремление его жителей к роскоши, приведшее к упадку.
Некоторые исследователи полагают, что Рим разрушило стремление его жителей к роскоши, приведшее к упадку.

Например, всерьёз высказывались гипотезы о том, что причиной крушения погибшей империи стало массовое свинцовое или асбестовое отравление. Сторонники первой утверждали, что свинец в трубах акведуков, а также свинцовая посуда постепенно отравляли жителей Рима и способствовали их вырождению. При этом не учитывается то, что за время пользования водопровода, на его стенках образовался налёт из кальция, содержащегося в природной горной воде, через который не смог бы просочиться свинец.

Последователи "асбестовой" теории зашли дальше: они утверждали, будто причиной отравления стали асбестовые скатерти, используемые древними римлянами. Но такие скатерти были не в каждом доме, а потому, они не могли оказать своё "вредное" воздействие на бедняков, которые их никогда и не видели.

Была распространена и религиозно-нравственная гипотеза, выдвинутая святым Августином, утверждавшим, что Древний Рим погиб из-за излишнего честолюбия его жителей. По его мнению, причиной крушения империи стал порочный круг, образовавшийся из-за того, что желание властвовать становится причиной завоеваний, но как только успех достигнут, он кажется недостаточным и начинается подготовка к новой военной кампании. Это может продолжаться довольно долго, но всё же не бесконечно, а вырваться из этого порочного круга бывает очень нелегко. Во всяком случае, древним римлянам так и не удалось справиться с честолюбием, призывающим их завоёвывать всё новые и новые земли.

Но существует и более правдоподобная версия, согласно которой причиной падения Рима стало окончание завоевательных походов. Прекратился приток новых рабов, а это привело к упадку в сельском хозяйстве, в конечном счёте и погубившему Римскую империю.

--------

Понравилась статья?

Ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть что сказать по поводу данной публикации.