Осенью 1575 г. Москва всколыхнулась – царь всея Руси Иван IV Васильевич (Грозный) добровольно отрекся от царского венца. Для людей это стало шоком. Но еще большим шоком стало имя царского сменщика. Им стал татарский царевич, крещеный татарин, прямой потомок ханов Золотой Орды, чингизид (прямой потомок Чинхис-хана) Симеон Бекбулатович (он еще известен как Семен Касимовский). Как сказано в летописях: «…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».
Но почему именно его выбрал Грозный царь? Разве не было другой кандидатуры среди его окружения? Рассмотрим более подробно этот вопрос, заодно и узнаем, кто же это такой – Симеон Бекбулатович.
Как уже говорилось, он являлся татарином царских кровей, крещеным. В его родословной книге значилось следующее: «Из рода большие Орды царей». Симеон являлся правнуком хана Ахмата, правителя Золотой Орды.
Благодаря этому факту, Саин-Булат (имя от рождения) по социальному статусу был выше всех на Руси, уступая в этом плане только правящей династии – Рюриковичам. В нашем же случае касимовский царь был еще и родственником правящей династии. После своего крещения в 1573 г. (на этом настоял Иван Грозный), Симеон женился на Анастасии Мстиславской (дочери И.Ф.Мстиславского и И.А.Шуйской). Тесть был потомком великого князя литовского Гедимина, а теща была племянницей Василия III Шуйского. Таким образом, царственный род Чингизидов породнился с Рюриковичами и Гедеминовичами, можно сказать двумя сильнейшими родами русских князей.
Неудивительно, что именно татарский царевич был идеальным кандидатом на роль великого князя всея Руси. К тому же в его пользу играли еще два факта – Симеона не связывали родственные узы с другими боярскими родами, противниками Грозного. И он устраивал все стороны, так как имел очень благородное происхождение, а в те времена это играло огромную, если не основную роль при выборе кандидата на какую-нибудь должность.
Итак, Симеон стал великим князем всея Руси. Но по выводам потомков, истинной властью не обладал – она осталась в руках Ивана Грозного. Именно последний давал разрешение на все действия власти, также только Грозный принимал иностранных послов и вел все международные переговоры. Конечно, Симеон выпускал свои указы, но они игнорировались всеми службами.
Так продолжалось целых 11 месяцев – до августа 1576 г. до указанного срока Симеон «княжил», проживая вместе с семьей в княжьих палатах. А Грозный вместе с окружением переселился в Петровку, называя себя на новый лад Иваном Васильевичем Московским. К своему «сменщику» «бывший» князь обращался, подчеркнуто почтительно, согласно протоколу «государю великому князю всея Руси Симеону Бекбулатовичу Иванец Васильев (это так себя Грозный называл, если кто не понял) со своими детишками Иванцом да Федорцом челом бьют».
Но вот сделана обратная рокировка, Грозный опять сел на свой трон, а Симеону было пожаловано княжество Тверское и титул Великого князя Тверского. Дано было право иметь свой великокняжеский двор со всей челядью. Также князь Тверской на своих землях обладал правом судить и жаловать своих «людишек».
Но княжеская жизнь продолжалась недолго, Грозный умер, трон перешел к его сыну Федору. Но последний оказался слабым правителем и власть в государстве быстро прибрал к своим рукам Борис Годунов.
Вскоре перед Русью встала проблема – царь Федор умер, не оставив потомка, а царевич Дмитрий был убит. Необходимо было выбирать нового государя и у Годунова были самые большие шансы.
Но он боялся Симеона Бекбулатовича, ведь у последнего прав на русский престол было больше. И Годунов принял меры – при целовании креста новому князю (Годунову) бояре должны были обещать следующее «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видеть».
Эту же клятву бояре принесли и сыну Годунова – царю Федору II.
Симеона же лишили всех привилегий, из всего удела ему оставили только село Кушалино, откуда ему запретили выезжать. А позже и ослепили по приказу Бориса Годунова.
С приходом к власти Лжедмитрия I ситуация не изменилась – он приказал Симеона постричь в монахи и сослать на Соловки под именем старца Стефана. В монастыре бывший князь прожил до 1612 г, когда его вернули в Кириллов. После этого он прожил еще четыре года и ушел из жизни 5 января 1616 г.
И у меня возникает вопрос – если Симеон Бекбулатович был номинальным «царем», то почему его так боялись Годунов и Лжедмитрий. Да так, что первый приказал ослепить и лишить всего, а второй сослал на Соловки. А вы что думаете дорогие читатели? Жду ваших комментариев, и подписывайтесь на канал.