Привет, Друзья!
Мы уже поговорили про фильмы "Гоголь. Начало", "Гоголь. Вий", "Гоголь. Страшная месть", про фольклорно-готические мотивы повести Николая Васильевича и увидели реальное фото писателя.
Сегодня мы исследуем интересные факты и обсудим недостатки и достоинства кинотрилогии. Будут и факты из биографии Гоголя — без этого разговор о кино не имеет смысла.
Внимание! Пожалуйста, читайте эту запись после просмотра всех частей трилогии. Очень много интересной информации!
- "Гоголь" задумывался как сериал, но продюсеры пошли на смелый шаг — сначала выпустить в кинопрокат три полноценных кинофильма. Сериал был дополнен двумя частями ("Мёртвые души" и "Колодец крови") и показан в марте-апреле 2019 года на телеканале "ТВ-3" (ну а где же ещё показывать мистический сериал:-)). Скажу честно, сериал целиком я не видел, но слышал, что две добавленные главы не влияют на драматургию кинотрилогии.
- "Гоголь" получил главный приз в номинации "Иностранный проект" на международном фестивале The Indie Gathering International Film Festival. Жюри возглавлял Джон Ву (мы его знаем по гонконгским боевикам и голливудским картинам "Без лица", "Говорящие с ветром", "Миссия невыполнима 2" и "Час расплаты").
- Фильмы снимали в основном в Псковской области и в Петербурге. Съёмки начались в октябре 2016 года, и актёрам иногда было нелегко. Особенно непросто было актрисам, играющим утопленниц. Сниматься обнажёнными в наших северо-западных краях поздней осенью — то ещё испытание.
- Чтобы Гоголь и остальные персонажи, особенно аристократы, были бледными, гримёры ежедневно более двух часов намазывали их особыми составами. Для крестьян специалисты по гриму создавали "серые лица".
- Ян Юрьевич Цапник, сыгравший доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта (циника, прекрасного человека и уютного алкоголика), видел во время работы упырей и ведьм. Вот работа над ролью!
- По "Гоголю" созданы комиксы и целый фандом. Правда, я не знаю, сделано ли это истинными поклонниками кинотрилогии или это маркетинговый ход для продвижения фильмов. Некоторые комиксы и рисунки настолько смело трактуют отношения следователя Якова Петровича Гуро и молодого Гоголя, что невольно приходишь к мысли, что это народное творчество.
- Исполнитель заглавной роли Александр Петров не перечитывал произведения Николая Васильевича перед съёмками. Но вместе с режиссёром он досконально изучил фобии писателя. У Гоголя было много страхов: он боялся грозы, боялся обмороков (они приносили ему много мучений). Александра Смирнова, знакомая писателя, рассказывала, как Гоголь во время чтения глав из "Мертвых душ" почувствовал приближение грозы: "…Тогда был жаркий день, становилось душно. Гоголь делался беспокоен и вдруг захлопнул тетрадь. Почти одновременно с этим послышался первый удар грома, и разразилась страшная гроза. Нельзя себе представить, что стало с Гоголем: он трясся всем телом и весь потупился. После грозы он боялся один идти домой. Виельгорский взял его под руку и отвел". Надо отметить, что сама эта записка написана в гоголевском стиле: готика и тревожность. А кто же такой Виельгорский? Иосиф Михайлович Виельгорский — ученик Жуковского и близкий друг Гоголя. Николай Васильевич посвятил дружбе с Иосифом Виельгорским неоконченную повесть "Ночи на вилле". В 1837 году двадцатилетний Виельгорский заболел туберкулёзом, а через два года скончался. Гоголь ухаживал за больным другом, проводил у его постели бессонные ночи, видел его смерть. Николай Васильевич писал: "Я ни во что теперь не верю и если встречаю что прекрасное, то жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него мне несет запахом могилы". После смерти Виельгорского страх обмороков и летаргического сна у Николая Васильевича стал ещё сильнее.
- Спустя шесть лет, насмотревшись на странные смерти друзей, Гоголь написал завещание: "…тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности". Николай Васильевич очень боялся смерти, но еще больше он боялся, что его погребут живым. Это вообще был общий страх людей первой половины 19-го века (вспомните рассказы Эдгара По и других писателей). Существовали даже особые гробы, в которых внезапно очнувшийся от летаргического сна человек мог подать сигнал, что он жив. В кино этот страх Гоголя очень хорошо показан. Существует много легенд, что Гоголя действительно похоронили живым, но можно уверенно утверждать, что это всего лишь выдумки.
Подводя итог, хочу сказать, что кинотрилогия Гоголь получилась очень интересной.
- Во-первых, любопытна сама концепция: писатель является активным участником событий. То есть, по фильму, Гоголь в своих "Вечерах на хуторе..." описал события, которые видел сам.
- Во-вторых, это детектив, и мы вместе с героями расследуем загадочные события. Конечно, некоторые сюжетные линии остались не проработанными. Вот, например, в село приезжает Басаврюк, которого жители Диканьки называют бесом и охотником за человечьими душами. Почему так? В фильме не сказано, а у Николай Васильевич пишет так:
"...Родная тетка моего деда, содержавшая в то время шинок по нынешней Опошнянской дороге, в котором часто разгульничал Басаврюк, — так называли этого бесовского человека, — именно говорила, что ни за какие благополучия в свете не согласилась бы принять от него подарков. Опять, как же и не взять: всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги бог знает куда; а возьмешь — так на другую же ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента. Бог с ними тогда, с этими подарками! Но вот беда — и отвязаться нельзя: бросишь в воду — плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки..."
- В-третьих, создатели фильмов (спасибо Александру Цекало за идею) действительно внимательно изучали биографию Николая Васильевича Гоголя. Его страхи, его ранние произведения. Некоторые сюжеты упоминаются вскользь, для внимательных. Знаете, мне "Гоголь" напомнил британский сериал "Шерлок": всё снято по мотивам произведений, но дух и настроение переданы полностью.
- В-четвёртых, в этом фильме Александр Петров показал, что он на самом деле выдающийся актёр. Петрова многие не любят за то, что его "очень много" в российском кино. Когда-то все фильмы были с Сергеем Безруковым в главной роли, потом с Алексеем Чадовым и Данилой Козловским. А потом наступила эра Саши Петрова. Но Александру не везло — не было ролей, соответствующих его таланту. Так вот, в "Гоголе" дарование Александра Андреевича Петрова раскрылось. Скоро мы поговорим про фильм "Текст", где Петров сыграл, как мне кажется, свою лучшую на данный момент роль.
В заключение хочу сказать: "Гоголь" — хорошо сделанное кино. Я не удивлюсь, если появятся графические романы и фанфики, в которых Николай Васильевич будет нашим родным супергероем. Давно пора...
На этом позвольте закончить обсуждение кинотрилогии "Гоголь". Смотрите кино и получайте удовольствие.
Как говорят классики: ставьте лайки и подписывайтесь.
При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://ru.wikipedia.org/, https://uk.wikipedia.org/, https://en.wikipedia.org/, https://www.wday.ru/, https://tv3.ru/, https://www.culture.ru/, http://az.lib.ru/ и другие источники.