Детский каникулярный труд по музыке - это мой крест. Продвигаться надо, иначе в сентябре настигнет неминуемая расплата. Придут конкуренты, которые летом вкалывали с репетиторами, - и мои герои картинно останутся в дураках... Всё это мы уже проходили, и не раз.
Ниночка играет на рояле первую часть Двадцатой сонаты Бетховена, "Ноктюрн" Грига и до-минорную трёхголосную инвенцию Баха. Вскоре нам должны добавить этюды: преподаватель выбирает.
Для грядущего четвёртого класса такая программа не заоблачная, но крайне серьёзная. Особенно - если учесть, что речь идёт о ребёнке с существенной моторной неловкостью. Однако же, мы не приемлем снисхождения - и честно заработали за второй класс свои 89, а за третий - 92 балла из 100. Мы - это девочка Ниночка почти десяти лет и её мама-перфекционистка, сама по себе музыкант, которая "лишила дочку детства".
Завуч в музыкальной школе периодически проводит со мной воспитательные беседы. "Вы, Наташ, чрезмерно стараетесь, - говорит многозначительно бывалая руководительница. - У Вас полон дом малышни, отпустите хоть раз Нину на волю..."
Слушаю. Киваю. Знаю, что многие другие отпускают. Дети плывут сами, как придётся, педагоги что-то поправляют. Потом играют на одной сцене с моей Ниночкой - и получают близкие к ней баллы. Дети не уникально одарены, дети в меру способны. Их программы чуть "занижены", наши вечно "завышены" (любимый преподаватель - тоже из мятущихся чудиков). Нина перманентно на грани срыва, а то и за гранью. Ровесники счастливы, уравновешенны, все в цветочках и в шоколаде.
"Мама, я, кажется, поняла! - заговорчески шепчет Ниночка. - Тут такое дело: чем мама попроще, тем жизнь веселее! Что скажешь, согласна?"
Да тут не только горе от ума: тут ещё и горе от гиперопеки. День нашей большой семьи распланирован с высокой точностью. Золотое время для Нининых занятий - малышовый дневной сон. Звёзды сходятся, мягко говоря, не всегда. Это время, удобное для мамы-цербера, но порой совершенно не угодное для расслабленного, в общем и целом отдыхающего ребёнка.
То получается, то не совсем, то совсем никак. Срываемся, скандалим. Вспоминаем о праведном гневе соседки сверху.
Планируем пройти сонату три раза - хватает на полтора. Смешно. Берём тайм-аут. Варим какао, едим фрукты, читаем по-английски. Делаем всё, что душе угодно, - только бы не сонату. Норму то добиваем до победного, то не добиваем. Опять раздражаемся.
Однако, сонату девица (пусть небыстро, но реально двумя руками) шпарит целиком, возможно - почти наизусть. Это наше июньское достижение, имеющее место всецело благодаря маминой настойчивости. Грига "вскапываем" только верхние голоса, правую руку - и ту частично. Баха разобрали аж четыре с половиной такта. Всё впереди.
Не оставляю дочку ни на секунду, правлю каждый палец, каждое движение. Уйду - значит, позволю играть абы как.
Чёрный юмор от коллег-родительниц, типа "Жарю котлеты, одним ухом контролирую", слушать без боли не могу. Бред полный. Так не бывает, это халтура.
Много беседовала с уважаемыми гуру фортепианной педагогики о том, с какого возраста можно без натяжки прогнозировать детскую ответственность, рассчитывать на самостоятельную работу ученика. Светила выкладывают формальные цифры наподобие 11-12 лет, а затем, ухмыляясь, добавляют: "Вы же умная мамочка, Вы же прекрасно понимаете, что у всех стОящих детей до самого училища репетиторы! А то и дальше!"
Такие речи меня премного успокаивают. Вот и я репетитор - совершенно бесплатный - для девочки Ниночки, пока ещё даже не совсем десяти лет. Возьми я на эти часы чужого ребёнка "репетировать" - неплохо бы заработала, факт.
Сегодня соната, прямо скажем, не пошла - и потому мы с младшим сынишкой третий раз за день на набережной. Идём, то есть едем - куда глаза глядят...
Я не представляю, как можно вернуться в сентябре к своему преподавателю - и не порадовать его/её готовой хотя бы вчерне программой. А ведь народ, даже самый что ни на есть приличный, в лице мам и детей, преспокойно обходится без летнего надрыва. Никто никого не гнобит, не шерстит, все улыбаются. Жизнь патологически прекрасна.
А вот я так не могу. Не научили. Мне бы хоть каплю здорового пофигизма...
Разве что, один вопрос: а выиграет ли кто-нибудь, если взять и успокоиться?
Только время всё расставит по местам!