Скажу сразу, как говорится с места в карьер, до моей поездки в 2004 году в Казахстан, Л.Н. Гумилев был для меня закрытой книгой.
Конечно, я знал кто это, даже несколько раз ходил мимо дома, на котором сейчас висит мемориальная доска, в студенческие годы слушал лекцию Гумилева, в основном представлял себе его теоретические воззрения, т.е. был наслышан о концепции пассионарности. Но не более того, никаких подробностей.
Каково же было мое изумление, когда я узнал, что в Астане есть Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева! Инициатором создания такого Вуза был Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Обучение ведется как на русском, так и на казахском языке.
Вот ведь незадача, приехал из родного города Гумилева, а разговор содержательный о нем поддержать не могу - казус биографии. А ведь университет открыт аж в 1996 году, и даже музей-кабинет есть, и бюст.
А в Санкт-Петербурге – только мемориальная доска на доме, где жил ученый. Правда, вот и памятник открыли на Восточном факультете университета.
Обратим внимание – всё от республики Татарстан.
Так что сразу при возвращении из Казахстана, отправился в книжный и купил несколько книг. Начал тщательно изучать. Как говорится – лучше поздно, чем никогда.
Откровенно говоря, редкий читатель сможет добраться хотя бы до середины, к примеру, вот этой самой толстой монографии: «Древняя Русь и великая степь». И не потому, что скучно написано. Как раз наоборот. Написано очень хорошим языком. Просто, сразу начинаешь ощущать собственную неполноценность от слабого знания предмета. Но если отбросить природную лень и преодолеть ее, то это окупается сторицей. И не только тем, что узнаешь много новой информации, сейчас это модно, но и получаешь некоторое знание, чего не всегда можно найти в чисто информационных потоках.
Вот, к примеру, все знают, что Гумилев Л.Н. - это историк, этнограф, географ, тюрколог.
А я вот открыл в нем Социолога!
По крайней мере, некоторые пассажи читаются для моего глаза как социологические обобщения. Особенно много таких обобщений в книге «Древняя Русь и Великая степь».
Чего стоит, к примеру, описание «принципа комплиментарности», по Гумилеву, сугубо природном явлении, особенно на популяционном уровне, когда он становится детерминантой общественного развития на много лет вперед. Так он объясняет выбор Древней Руси Православной веры. Она больше пришлась по нраву нашим предкам, чем прочие мировые религии, гонцы которых уехали из Киева, что называется «с носом».
Достаточно подробно Гумилев описывает «позитивную» и «негативную» комплиментарность. И описания эти – сугубо социологические, как мне представляется.
Не менее социологично звучат и его пассажи о стереотипе поведения этноса.
Замечу в заключении, что если не зацикливаться на космической природе пассионарного толчка, как первопричины этногенеза и всей последующей истории, то гумилевский анализ вполне себе социологичен и звучит очень современно.
А его описание пассионариев и собственно явления пассионарности ведется в таких терминах, что этому может позавидовать любой современный социолог.
Так что рекомендую к прочтению если и не всех книг Гумилева Л.Н., то самую тонкую и популярную его книгу «От Руси до России». Это последняя книга историка, своеобразное завещание ученого.
А это открытый не так давно, 15 апреля 2019 года, памятник отцу Льва Гумилеву – поэту Николаю Гумилеву. Очень интересный монумент установили в сквере перед Институтом иностранных языков РГПУ имени А.И. Герцена в день рождения поэта 15 апреля, когда ему исполнилось 133 года со дня рождения. Автор – скульптор Архипов.
И мемориальная доска Николаю Гумилеву в нашем городе тоже есть. На улице Радищева, 3.
Читайте Л.Н. Гумилева и думайте!