Удивительно. Удивительно то, что кассово-успешные белорусские проекты связаны с Америкой.
Что Хрусталь Дарии Жук 2018 года, что «ГараШ» Андрея Курейчика 2015 года.
Об этом, несомненно «хулиганском и экспериментальном» проекте мы сегодня с вами и поговорим.
Почти 5-ть лет прошло с момента премьеры картины «ГараШ». Однако нельзя не отметить тот вклад, который Андрей Курейчик и его команда внесли в белорусское кино.
Фильм побывал на нескольких кинофестивалях: «Лістапад», Mittel Punkt Europan Filmfest. Белорусские кинокритики и журналисты высоко его оценили.
К примеру, после европейской премьеры в Страсбурге, директор Восточноевропейской школы политических исследований Александр Добровольский высказался о фильм так:
«Гараш» — это первый, яркий, заметный фильм о белорусах и о том, что сейчас делается в Беларуси. Очень важно, чтобы у нас было своё белорусское кино.
Но, выдержал ли он проверку временем? Не растерял ли шарм после того, как утих хайп? Давайте порассуждаем.
В основе «ГараШа» лежит история о белорусском парне из Островца, Виталие Борзове, который переехал в США по программе Work and Travel.
Но вот действие рабочей визы заканчивается и присутствие Виталия в стране более нежелательно.
А ему нежелательно покидать США. Он демонстративно рвёт свой паспорт. Но, это ему тоже не слишком-то и помогает.
Его депортируют обратно в Беларусь.
Ну всё, пацаны, еду на Родину! Хаця не... на Радзіму!
Виталий находит своё пристанище в Минске, где живёт его бабушка.
Пробует устроиться на работу в автомастерские, где он проработал долгое время в США.
Однако из-за отсутствия паспорта его никто и никуда не берёт.
А рекомендательные письма, полученные от бывших работодателей – никому не интересны.
Что и показано дальше, когда его письмо демонстративно сжигает Борис Григорьевич, старший автомеханик и… Берёт его на работу, чтобы он подтвердил свою квалификацию делом.
А дела главного героя ждут тёмные. К примеру, столкновение с коррупционером Иваном Ивановичем, где он лицезреет дачу взятки.
На что его тонкая и законопослушная душа «американца» предлагает сообщить милиции о подобном положении дел.
Однако, его быстро осаживают и объясняют принципы работы не по закону и выгодности данных отношений.
Затем он видит, как дочери вышеупомянутого Ивана Ивановича ломают автомобиль во время ремонта, о чём он пытается ей сообщить.
Ему этого не удаётся, и простая покраска автомобиля превращается в долгосрочный ремонт, позволяющий выплатить первую белорусскую зарплату Виталию.
А Виталий начинает осознавать новые принципы работы, которым ему придётся придерживаться.
«ГараШ» – это, в первую очередь, камерное и довольно театральное произведение.
Есть театральные паузы, сюжет выстроен по сценам и между ними отсутствует определённая динамика, которая могла бы увлечь зрителя.
Также, нет большого разнообразия локаций, кроме Гаража-автомастерской и его близлежащих окрестностей.
По атмосфере его можно сравнить с оскароносным «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» с некоторыми оговорками.
Он не настолько радикален, и его герои не идут на открытую конфронтацию с властью.
А скорее адаптируются под ситуации, в которых они оказались.
В нашем обществе принято говорить, что окружение делает человека – в «ГараШе» по Виталию Борзову это видно невооружённым взглядом.
Виталий проходит постепенную трансформацию.
И хоть концовка открыта, но мы всё равно знаем, что герой изменился и подстроился под реалии, в которых очутился.
Конечно, хочется верить в лучшее, в то, что он сделал паспорт и устроился на «нормальную» работу.
Андрей Курейчик поднял множество тем за 60 минут хронометража. Иронично взглянул за постсоветскую действительность Беларуси и её «совковость».
Поднял вопрос о взаимодействии государства и бизнеса. Назвав пожарную инспекцию и санэпидемстанцию двумя демонами, которые душат бизнес проверками.
Также, очень комично и символично смотрится книга Аллена Карра
«Лёгки способ бросить курить» в руках Бориса Григорьевича во время перекура.
Показывает как западные авторы и ценности плавно и без радикализма меняют белорусского человека.
И символы – это одно из главных достоинств данного произведения.
Через них органично передаются смыслы, выстраивается атмосфера. И вообще, как говорит один из героев фильма, Гриша музыкант:
Шабаны!... 14 миллиардов лет вселенная развивалась для вот этого.
Всё это, конечно, доведено до абсурда.
Лично мне сложно ассоциировать себя с главными героями картины.
Они не вызывают у меня симпатии. Скорее это о том, кем не стоит быть в нашей белорусской действительности и от чего нужно обязательно уйти.
В завершении, по моему мнению, это кино для «своих». Не каждый сможет понять и по достоинству оценить данную картину.
Не каждого сможет привлечь игра актёров и её сюжет. Но невозможно не отметить то, что Андрей Курейчик первым ступил на путь популяризации отечественного кино.
И это ему несомненно удалось.
В дальнейшем мы обязательно поговорим об этом режиссёре и его феномене.
А сейчас – желаю вам хорошего просмотра! Не болейте друзья, а если вдруг, – только искусством!
Фильм «ГараШ»
Режиссёр: Андрей Курейчик
Оценка на Кинопоиске/IMDB: 6/5,6
Кинокритик: Дмитрий Щетинин