Найти тему
Spektr.by

"Ну все, пацаны, еду на Родину!". О чем снимают кино белорусы

Удивительно. Удивительно то, что кассово-успешные белорусские проекты связаны с Америкой.

Что Хрусталь Дарии Жук 2018 года, что «ГараШ» Андрея Курейчика 2015 года.

Об этом, несомненно «хулиганском и экспериментальном» проекте мы сегодня с вами и поговорим.

Почти 5-ть лет прошло с момента премьеры картины «ГараШ». Однако нельзя не отметить тот вклад, который Андрей Курейчик и его команда внесли в белорусское кино.

Фильм побывал на нескольких кинофестивалях: «Лістапад», Mittel Punkt Europan Filmfest. Белорусские кинокритики и журналисты высоко его оценили.

К примеру, после европейской премьеры в Страсбурге, директор Восточноевропейской школы политических исследований Александр Добровольский высказался о фильм так:

«Гараш» — это первый, яркий, заметный фильм о белорусах и о том, что сейчас делается в Беларуси. Очень важно, чтобы у нас было своё белорусское кино.

Но, выдержал ли он проверку временем? Не растерял ли шарм после того, как утих хайп? Давайте порассуждаем.

В основе «ГараШа» лежит история о белорусском парне из Островца, Виталие Борзове, который переехал в США по программе Work and Travel.

Но вот действие рабочей визы заканчивается и присутствие Виталия в стране более нежелательно.

А ему нежелательно покидать США. Он демонстративно рвёт свой паспорт. Но, это ему тоже не слишком-то и помогает.

Его депортируют обратно в Беларусь.

Ну всё, пацаны, еду на Родину! Хаця не... на Радзіму!

Виталий находит своё пристанище в Минске, где живёт его бабушка.

Пробует устроиться на работу в автомастерские, где он проработал долгое время в США.

Однако из-за отсутствия паспорта его никто и никуда не берёт.

А рекомендательные письма, полученные от бывших работодателей – никому не интересны.

-2

Что и показано дальше, когда его письмо демонстративно сжигает Борис Григорьевич, старший автомеханик и… Берёт его на работу, чтобы он подтвердил свою квалификацию делом.

А дела главного героя ждут тёмные. К примеру, столкновение с коррупционером Иваном Ивановичем, где он лицезреет дачу взятки.

На что его тонкая и законопослушная душа «американца» предлагает сообщить милиции о подобном положении дел.

Однако, его быстро осаживают и объясняют принципы работы не по закону и выгодности данных отношений.

Затем он видит, как дочери вышеупомянутого Ивана Ивановича ломают автомобиль во время ремонта, о чём он пытается ей сообщить.

Ему этого не удаётся, и простая покраска автомобиля превращается в долгосрочный ремонт, позволяющий выплатить первую белорусскую зарплату Виталию.

А Виталий начинает осознавать новые принципы работы, которым ему придётся придерживаться.

«ГараШ» – это, в первую очередь, камерное и довольно театральное произведение.

Есть театральные паузы, сюжет выстроен по сценам и между ними отсутствует определённая динамика, которая могла бы увлечь зрителя.

Также, нет большого разнообразия локаций, кроме Гаража-автомастерской и его близлежащих окрестностей.

По атмосфере его можно сравнить с оскароносным «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» с некоторыми оговорками.

Он не настолько радикален, и его герои не идут на открытую конфронтацию с властью.

А скорее адаптируются под ситуации, в которых они оказались.

В нашем обществе принято говорить, что окружение делает человека – в «ГараШе» по Виталию Борзову это видно невооружённым взглядом.

Виталий проходит постепенную трансформацию.

-3

И хоть концовка открыта, но мы всё равно знаем, что герой изменился и подстроился под реалии, в которых очутился.

Конечно, хочется верить в лучшее, в то, что он сделал паспорт и устроился на «нормальную» работу.

Андрей Курейчик поднял множество тем за 60 минут хронометража. Иронично взглянул за постсоветскую действительность Беларуси и её «совковость».

Поднял вопрос о взаимодействии государства и бизнеса. Назвав пожарную инспекцию и санэпидемстанцию двумя демонами, которые душат бизнес проверками.

Также, очень комично и символично смотрится книга Аллена Карра

«Лёгки способ бросить курить» в руках Бориса Григорьевича во время перекура.

Показывает как западные авторы и ценности плавно и без радикализма меняют белорусского человека.

И символы – это одно из главных достоинств данного произведения.

Через них органично передаются смыслы, выстраивается атмосфера. И вообще, как говорит один из героев фильма, Гриша музыкант:

Шабаны!... 14 миллиардов лет вселенная развивалась для вот этого.

Всё это, конечно, доведено до абсурда.

Лично мне сложно ассоциировать себя с главными героями картины.

Они не вызывают у меня симпатии. Скорее это о том, кем не стоит быть в нашей белорусской действительности и от чего нужно обязательно уйти.

В завершении, по моему мнению, это кино для «своих». Не каждый сможет понять и по достоинству оценить данную картину.

Не каждого сможет привлечь игра актёров и её сюжет. Но невозможно не отметить то, что Андрей Курейчик первым ступил на путь популяризации отечественного кино.

И это ему несомненно удалось.

В дальнейшем мы обязательно поговорим об этом режиссёре и его феномене.

А сейчас – желаю вам хорошего просмотра! Не болейте друзья, а если вдруг, – только искусством!

Фильм «ГараШ»

Режиссёр: Андрей Курейчик

Оценка на Кинопоиске/IMDB: 6/5,6

Кинокритик: Дмитрий Щетинин