Найти тему

Полезны ли уроки труда? 8 жизненно важных навыков, которые нужно освоить до студенчества.

В общеобразовательной школе до сих пор преподается такой предмет как технология, который назывался трудами, когда современные родители ходили в школу. Предмет этот обязателен для посещения, по нему выставляются оценки. Те дети, обучающиеся на дому, проходят по нему аттестации в школе, к которой они прикреплены, или он-лайн. То есть предмет входит в обязательный перечень дисциплин.

В трудовом обучении есть масса плюсов. Я искренне уважаю людей, которые умеют работать руками и делать свое дело хорошо. Но у меня сложилось впечатление, что это идет совсем не от уроков труда. Скорее, этому способствует семейная позиция, когда начинания ребенка приветствуются, а семья готова предоставить материалы, место и время для экспериментов над тканями или древесиной.

Но часто родительское мнение таково, что считается, будто любой труд вредит сыну или дочери и мешает освоению основных школьных предметов. Конечно, взрослый человек может научиться чистить ботинки, варить гречку и наводить порядок, но подобные навыки не бывают лишними и до наступления совершеннолетия. Поэтому бывает, что трудовое обучение ограничивается исключительно уроками технологии, порой — весьма условными.

По сути технология должна дать за столько лет, а в школе она изучается с первого по девятый класс, не только навыки ручного труда, но и некую квалификацию. Ничего подобного в большинстве случаев не наблюдается. В начальной школе дети мастерят поделки. С одной стороны это хорошо, можно успокоить себя тем, что это развитие моторики. Но с другой — далеко не всем нравится вырезать и клеить по единому шаблону, делать вещицы, которые с первого раза не получаются идеальными, а следующий урок посвящен новому предмету. В средней школе девочки в основном занимаются шитьем, а мальчики — столярным делом или работой по дереву.

-2

При этом мне совершенно непонятно гендерное разделение на уроках технологии. Неужели мальчикам помешает умение приготовить себе хороший обед? Неужели для девочек будет лишним умение забить гвоздь? Обычно эти рассуждения касаются мальчиков, которых оберегают от «женских» дел. Но весь ход истории и современность знает множество знаменитых портных и кутюрье, а также — кулинаров и поваров.

Промежуточные аттестации, которые проходят он-лайн в виде тестов, дают простор для настоящего творчества и помогут ребенку осознать близость трудового обучения к жизни. К приблизительным вопросам можно подготовиться заранее, а в жизни осуществлять свою программу, учить детей тому, что действительно пригодится в жизни.

В свое время мне было интересно почитать про опыт японских школ, где дети дежурят в столовых, разносят еду, помогают служащим в мытье посуды после обеда, а также занимаются выращиванием овощей на школьном участке.

Чем ближе предмет к жизни, тем он понятнее. И сюда я отнесу в первую очередь навыки самообслуживания. Стоит признать, что термин «бытовая инвалидность» уже прочно вошел в язык. И время, посвященное урокам технологии, вполне поможет исправить это положение. Возможно, я где-то повторюсь с уже имеющейся программой, но перечислю то, что мне кажется действительно важным. И это то, чему я хотела бы научить ребенка, независимо от уроков технологии или на них.

-3

Делюсь списком того, что, по моему мнению, полезно освоить до студенчества.

1. Наведение чистоты, начиная с порядка на своем рабочем месте и заканчивая пониманием принципов генеральной уборки. Выбор моющих и чистящих средств с учетом того, что в семье может быть маленький ребенок, аллергик или человек с чувствительной кожей.

2. Правильная стирка с предварительной сортировкой белья. Умение соблюдать пропорции концентрированного моющего средства с учетом жесткости воды, которая идет из имеющегося крана. Понимание принципов работы стиральной машины. Навык ручной стирки. Да, я считаю, что постирать вручную носки — это нормально.

3. Утюг и режимы его работы. Соотношение температуры и тканей.

4. Базовые знания о материалах, из которых пошита одежда в домашнем шкафу. Умение починить вещь, хотя бы на уровне пришивания пуговиц.

5. Основы кулинарии, начиная с курса «Как не голодать при полном холодильнике» и заканчивая приготовлением полноценного обеда. С последующей уборкой места и тщательным мытьем посуды. Выбор продуктов, когда холодильник опустеет.

6. Помнить, где находится домашняя аптечка и что в ней может быть. Умение оказать себе или другому человеку помощь при незначительных порезах, ожогах или ушибах.

-4

7. Знать, как перекрыть в квартире или доме воду, или уметь найти кран на газовой трубе. Знать, где найти телефон жилищной конторы, чтобы иметь возможность позвонить туда при аварии.

8. Научиться платить по счетам за квартиру, электроэнергию, газ как он-лайн, так и на почте или в других пунктах приема платежей. Знать, как проверить правильность начисленных платежей.

Освоение этих пунктов я считаю обязательным, а далее — буду ориентироваться на интерес и запросы ребенка. Сейчас столько увлекательных курсов: и резьба по дереву, и основы ткачества, и натуральное окрашивание, и работа по батику, роспись спилов, работа с камнем, гончарное дело, сборка моделей, скрапбукинг, создание духов, литье свечей, валяние, изготовление пряничных домиков, выращивание растений и уход за ними... Список просто бесконечный. Уверена, что-то из него сможет заинтересовать, в чем-то можно продвинуться, а не просто попробовать.

-5

Например, сейчас моего сына интересует керамика и швейная машинка. Мы берем уроки лепки, хотели бы в ближайшее время попробовать работу за гончарным кругом и вместе делаем первые шаги по освоению ручной швейной машины. Я не считаю шитье исключительно женским делом, к тому же мой супруг очень хорошо шьет. Где-то в комментариях к своим статьям я уже писала, что он занимается туризмом. Чехлы и мешки для этих нужд были пошиты без счета. Из сложных вещей мой супруг сам шил несколько спальников — летних и зимних, оболочку для каркасной байдарки, удобный рюкзак, с которым ходил в походы десять лет, несколько палаток, в том числе — зимнюю палатку сложной конструкции на восемь человек.

И, как человек, влюбленный в сказки, я хотела бы напомнить одну в контексте темы трудового обучения. Называется она «Научись ремеслу, или Золотой ковер». По сюжету, принц влюбляется в девушку, но та соглашается выйти за него замуж при условии, если он освоит любой ручной труд. И он научился ткать ковры, что в итоге спасает ему жизнь. Простая житейская мудрость — земные блага можно растерять, а умения всегда останутся при человеке, пригодятся и помогут.

При этом я хорошо осознаю, что не все могут делать что-то руками, что не все полезное может быть интересно. Например, я умею вязать, но у меня не хватает терпения и усидчивости довести именно это дело до конца. Мне проще написать книгу о полезной пище с разнообразными проверенными на практике рецептами, чем связать пару гетр.

-6

Мы живем в мире готовых вещей. Чего в этом больше — плюсов или минусов — можно бесконечно спорить, но просто примем этот факт. Те, кто чувствует потребность вышивать или резать по дереву, непременно придут к подобному хобби или освоят это дело как профессию, независимо от уроков технологии. Но к бытовой стороне жизни человек должен быть подготовлен.

Автор: Олеся Яжук

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:
Интервью с сыном. Что он думает про своё образование
Почему родители даже не пробуют отдать ребенка в школу
Право на ошибку. Как современная система убивает веру в себя и создает тысячи неудачников

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.