Часто родители слышат жалобы педагогов на невнимательность ребенка и недоумевают: «Как же так? К школе готовились, на занятия ходили...А эффекта нет?» Чтобы работа познавательных процессов (памяти, мышления и внимания) не беспокоили родителей и учителей, необходима постоянная, так называемая – зарядка для ума. Тренировать детскую внимательность очень непросто, но крайне важно!
Прежде чем вы начнете заниматься, некоторые особенности развития детского внимания:
• Не бойтесь показывать свои чувства. Занимаясь со своим чадом, проявляйте открыто весь спектр эмоций (интерес, радость, удивление).
• Рассказывая правила выполнения задания ученику должно быть понятно и доступно ваше объяснение.
• Заниматься нужно тогда, когда к этому располагают обстоятельства (есть время и настроение не только у ребенка, но и у взрослого). Кроме того, окружающая обстановка тоже должна благоволить, ведь любые помехи будут отвлекать обучающегося (помехами могут стать и яркие игрушки рядом и различные звуки, музыка и т. д.)
Развивать внимательность можно и нужно в любом месте и в любое время: дома, на улице, в автомобиле. Для этого не нужно специальной подготовки или каких-либо сложных стимульных материалов.
Какие же занятия эффективны и будут способствовать развитию внимательности?
Итак, самая доступная игра, которая позволит вам заниматься даже во время прогулки такова: неожиданно указывать на какой-то предмет и просить назвать его и описать. Ребенок должен будет сконцентрировать свое внимание на этом объекте (это может быть дом, гараж, машина, дерево, животное). Важно просить дать четкое и подробное описание (цвет, форма и другие детали). Такое задание будет замечательной тренировкой. В процессе выполнения задачи не жалейте похвалы для старательного ученика, и он будет стараться еще сильнее.
Теперь давайте рассмотрим домашние упражнения, для которых не требуются никаких специальных навыков. В основе всех занятий на внимательность лежит «корректурная проба». Что же она из себя представляет? По сути это просто текст (любой) в котором предлагается искать и вычеркивать одинаковые буквы (например, только «О» или только «С»). Важно объяснить обучаемому, что буквы следует искать по рядам (строчкам), а не в разброс. Заниматься нужно ежедневно (пусть само занятие не будет длительным по времени, 5-15 минут вполне достаточно). Можно увеличивать количество букв для поиска (не одну букву, а скажем 3, в зависимости от возраста). Если хочется усложнить задачу, можно просить зачеркивать две разные буквы («А» и «С» к примеру) или отмечать разным способом (например, первую «А» обвести в кружок, вторую «А» зачеркнуть). Самое главное, не забывать хвалить за старательно выполненную работу!
Вообще, упражнений на развитие внимания множество, начиная заниматься, надо понимать, на что именно направлено то или иное упражнение и какого результата вы хотите добиться с помощью него.
Важно отметить что, любые познавательные способности связаны друг с другом, поэтому работая над вниманием необходимо развивать также мышление и память. Здесь подойдут такие игры, в которых малышу надо что-нибудь отыскать или заметить, что пропало из общего количества вещей (ваша задача здесь спрятать одну вещь из общей массы). С этой же целью можно давать две картинки, на которых надо искать отличия. Кроме того, очень полезны задачки на логическое мышление, к ним можно отнести следующие:
- «Часть и целое». Здесь нужно объяснять взаимосвязь предметов. Например: целое это транспорт. К транспорту можно отнести автомобиль, самолет, поезд и др.
- «Объединение предметов». Это игра где надо называть предметы, объединенные по какому-либо признаку: только съедобное, только круглое, только движущееся.
- «Найди лишнее». Здесь все просто, из четырех предметов нужно назвать одно лишнее и объяснить, почему оно не связанно с тремя другими. Например: лыжи, санки, коньки, велосипед. Ученик должен объяснить, что лишний велосипед, так как он не используется зимой в отличие от остальных.
Все примеры заданий указанных выше, лишь относительные, их можно адаптировать под определенный возраст и необходимый уровень сложности.
А теперь давайте коснемся особенностей развития внимательности у очень активного (возможно гиперактивного) ребёнка.
Итак, каковы же особенности развития внимательности для ребенка – непоседы? Тут важно понимать причины имеющихся трудностей. Почему дети бывают непоседливыми или рассеянными? Тут может быть множество причин: нарушения здоровья, утомление, отсутствие интереса, пробелы в знаниях, погруженность в себя и другие.
Родителям егозы придётся набраться терпения, и помочь своему ребенку развивать терпение и усидчивость. Важно давать только одно задание и назначать четкий срок выполнения. Любое задание или игра даже несколько минут в день, обязательно дадут свои положительные результаты. Мягко напоминать о работе, если ученик отвлёкся. Инструкции к заданию должны быть понятными и конкретными, без расплывчатых формулировок. Очень важно хвалить, подбадривать и благодарить за выполненную работу. Не допускайте сильного утомления ребенка. Детскую энергию, бьющую через край (мы же говорим о непоседах) лучше расходовать в спортивных играх. Успех детей очень зависит от родителей, будьте внимательны к своим детям!
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любому родителю под силу развивать внимание, мышление и память своего любимого чада. Как и в любом другом процессе, тут важно проявить настойчивость, регулярность и личную заинтересованность! Тогда и ваш ученик с удовольствием покажет свои старания и достигнет желаемого результата!
Автор: Марина Каракчиева
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Развитие внимания у детей.
Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?
ЛЁГКИЙ способ научить ребенка быть организованным и самостоятельным!
Моя личная история. Ребенок двоечник, школа «монстр», ну а я неуравновешенная личность.
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.