Найти тему
Homo mobilis

Балет «Баядерка»: Начо Дуато vs. Наталья Макарова. Сценография спектаклей

Сразу хочу обратить внимание, что речь пойдет только о визуальном оформлении спектакля (сценографии): декорациях, костюмах, цвете и свете и общей композиции. Тут не про технику и хореографию.

Я знаю, что большинство балетоманов резко негативно высказывается против редакций классических спектаклей, поэтому просьба расценивать эту статью лишь как одну из точек зрения.

Для меня одним из важнейших элементов балетного спектакля, является его сценография. Потому что без художественного оформления это уже не красивый спектакль, а набор вариаций и па-де-де. (Об остальных критериях вы также можете почитать в моих статьях). Создание декораций и костюмов - это вообще отдельный вид искусства.

Хотела для примера удачного и неудачного оформления спектакля сравнить "Баядерки" Михайловского театра (хор. Н. Дуато) и театра Станиславского (хор. Н. Макарова). Почему именно их?

Во-первых, обе постановки отличаются от классического варианта (в т.ч. и оформлением), во-вторых, обе смотрела и осталась именно от ОФОРМЛЕНИЯ в восторге в Михайловском (другого и не ожидалось, Начо Дуато = красота), и в ужасе после Станиславского (ожидания кстати были, начиталась положительных отзывов).

"Баядерка" Начо Дуато. Михайловский театр
"Баядерка" Начо Дуато. Михайловский театр
"Баядерка" Натальи Макаровой. Театр Станиславского и Немировича-Данченко
"Баядерка" Натальи Макаровой. Театр Станиславского и Немировича-Данченко

Итак, "Баядерка". Роскошь индийских раджей и их дворцов. Богатство Востока.

1. Общее впечатление и декорации. Тут и у Михайловского, и у театра Станиславского, в целом все в порядке. Видно место действия, красиво и т.д. Но если просто говорить о вкусах, на мой, все таки Начо Дуато, конечно же. Я за стиль и изящество. В театре Станиславского все достаточно классически решено.

Не очень понимаю, почему продолжают так необдуманно подходить к декоративным решениям. Можно понять, когда такое было в советское время. Тогда реально не из чего было иногда сшить красивые и удобные костюмы. Ну и оформление сцены было консервативно, в основном. Но почему сейчас-то? Со всеми бюджетами и возможностями 21 века. "Буквальные" декорации: если Индия, то гигантский Будда, слон и т.д. Как на утреннике в саду. Для меня это загадка русской "трепетно хранимой" классики балета.

2. Свет! Вот это прямо то, от чего меня "бомбило" в театре Станиславского. Свет там ставят очень странно. Хотя может так задумано, чтобы хуже видно было? Балет же)) Причем, это не только мне показалось, я пока искала фото, почитала комментарии зрителей. Оказывается частенько в спектаклях театра плохо выставлен свет.

И как пример важности сочетания света и цвета, а заодно и плавный переход к костюмам: "Третий акт. На сцене полумрак, красивые белые тени спустились (кстати акт теней был шикарен, точнее артисты, именно в Стасике мне понравился очень кордебалет).Так вот, тени спустились. И тут... летят белые ноги. Только ноги, самого Солора не видать. А потому что темно и он почти в черном. А почему бы нет. И вообще костюм он, как будто из Лебединого надел, только по тюрбану можно было догадаться, что это всё еще Баядерка". Занавес.

Слева Солор из Михайловского Театра, Справа - театр Станиславского и тот самый костюмчик а-ля из "Лебединого озера"
Слева Солор из Михайловского Театра, Справа - театр Станиславского и тот самый костюмчик а-ля из "Лебединого озера"

3. Костюмы. Для меня, повторюсь, вкус Начо Дуато, (Михайловский театр) идеален. Наверное напишу о нем в будущих статьях подробнее. Никия получилась лирической и страстной, трепетной и трогательной. И передано это, в том числе и цветовыми решениями. Да, костюмы не все яркие.

Читала мнение, типа "это ж Индия, где яркость". По-моему яркости хватает во всем и во всех. А Никия, в пастельных костюмах, как противопоставление этому миру, земному, богатому и яркому.

Анжелина Воронцова в образе Никии
Анжелина Воронцова в образе Никии

Никия Анастасия Соболева, Михайловский театр
Никия Анастасия Соболева, Михайловский театр

И смотрим, что там в Стасике. Никия все время в новом виде. Да, надо менять костюмы, но как-то персонаж все же сохранять. Хотя бы потому что люди сидят в разных точках, иногда только по костюму можно и ориентироваться, кто на сцене. Особенно, если зритель пришел впервые. Вот даже просто сравнить с классической версией - там четко видно почему такие костюмы: сочетания цветов, персонаж сохраняет в целом "цветовую линию". В театре Станиславского, чтобы там что-то с чем-то сочеталось вообще речи не идет. Еще и запутаешься, кто где.

Никия раз (театр Станиславского)
Никия раз (театр Станиславского)

Никия то в белом, то в лиловом, то в красном. А потом почему-то Гамзатти в почти таком же красном. Только с короной Хюррем султан из турецкого сериала. Ну Индия, Турция одна фигня ж, восток (кстати не только в этом балете грешат). В итоге получилось аляповато, и казалось, что они вообще все из разных постановок. При этом всё выглядело еще местами и бедно... Яркие дешевенькие шифоны, которые уже давно бы не использовать, хотя бы потому что, сейчас полно потрясающих альтернатив.

В общем надо умудриться так сделать.

Никия два (слева). Справа соответственно, Гамзатти, наряд тоже "выпадает", хоть и красивый.
Никия два (слева). Справа соответственно, Гамзатти, наряд тоже "выпадает", хоть и красивый.
Никия три. И даже это еще не все))
Никия три. И даже это еще не все))

Но зато да. В этой версии спектакля, дворец обрушился в конце. Это мол, воссоздание первоначальной версии спектакля. Мне это не показалось логичным и необходимым. Вроде уже насладился красивым актом теней. Но нет, из него выдергивают снова в "реальность", там какая-то странная не танцевальная сцена и все погибают под обвалом. Зачем? Просто, чтобы было как раньше, 100 лет назад? И ладно бы еще эффектно там что-то рушилось.

Эпичный набор финальных костюмов: Слева Никия в белых шароварах (это уже после пачки из акта Теней, т.е. итого 5 никак не связанных между собой нарядов), Солор (снова в трико), и Гамзатти теперь в красном.
Эпичный набор финальных костюмов: Слева Никия в белых шароварах (это уже после пачки из акта Теней, т.е. итого 5 никак не связанных между собой нарядов), Солор (снова в трико), и Гамзатти теперь в красном.

Никия и Гамзатти из Михайловского театра
Никия и Гамзатти из Михайловского театра
Солор и Никия (Михайловский)
Солор и Никия (Михайловский)
Еще восхитительных костюмов из Михайловского театра
Еще восхитительных костюмов из Михайловского театра
Кстати, у Начо Дуато в спектакле Великий брамин танцует! И добавляет на самом деле еще одну яркую линию в балете (с Никией)
Кстати, у Начо Дуато в спектакле Великий брамин танцует! И добавляет на самом деле еще одну яркую линию в балете (с Никией)
В общем, в Михайловский рекомендую при случае сходить. Это чистое эстетическое удовольствие. Хотя о самой постановке, разумеется, есть разные отзывы.
В общем, в Михайловский рекомендую при случае сходить. Это чистое эстетическое удовольствие. Хотя о самой постановке, разумеется, есть разные отзывы.

Итог: отдавая тысячи и десятки тысяч за билеты, я например, не хочу выискивать технику в темноте или смотреть на сцену, от которой в глазах рябит.

Спектакль существует целиком, а не как у нас любят, или только техника или вообще на какой-то номер посмотреть. А остальные 3 часа?

Для себя вывод: с закрытыми глазами куплю билет на любой спектакль Дуато, потому что знаю, что он будет сделан "от и до". И меня не смущает, то как он редактирует (читайте статью "сохранять нельзя резать...") Считаю, что как раз красивое классическое остается, а лишнее и нетанцевальное убирается. К слову, не он один так делает. Опять же, одного хорошего исполнения все таки мало. А если и еще только отдельных артистов...Тогда можно вообще ходить на гала-концерты.

Не только о "Баядерке". Да, в 21 веке по-моему лучше что-то и вырезать, чем смотреть 4 часа, 10 почти одинаковых вставных вариаций или просто хождения по сцене...в ветоши вместо сценографии. Ведь, даже то, что привыкли называть классической версией тоже редактировалось, менялось, дорабатывалось.

И техника танца не как 100 лет назад, и даже не как 40 лет назад. А у зрителей темп жизни и восприятие меняются. Так почему бы и постановки не обновлять сообразно времени и новым технологическим возможностям, при этом сохраняя классическую основу и стержень.

P. S. Если интересен обзор на весь спектакль "Баядерка" Михайловского театра, в постановке Начо Дуато, дайте знать в комментариях.

Ваша, #небалерина