IKSDEN – сольный проект Дениса Хромых (План Ломоносова, ex-СЛОТ, ех-Тараканы!, ех-Tractor Bowling), в рамках которого музыкант вернулся от панк-рока к «истокам». Несмотря на то, что IKSDEN существует уже несколько лет, он известен довольно узкой аудитории. В преддверии выхода нового клипа Дениса мы исправляем этот недочёт, а помогает нам в этом собственно основатель и автор проекта.
– Денис, привет. Расскажи, как пришла в голову мысль сделать этот проект? Что ты хочешь донести до слушателя в этих песнях?
– Привет. Мысль пришла летом 2015 года. Я придумал гитарный рифф, записал его в комп, забил барабаны, сыграл бас. Вслед за риффом придумал еще парочку музыкальных форм, и получилась композиция. Послушал музыку, она впирала, как в старые добрые времена альтернативной музыки, и я подумал, а какой здесь может быть текст? Как-то особо долго не заморачивался, слова пришли сами собой. Я сгонял на репетиционную точку и записал вокальную партию. Песню назвал «Злое сердце». У меня был сложный психологический период или попросту кризис среднего возраста. Волновали вопросы, кто я, зачем я в этом Мире, почему я поступаю так или иначе, откуда берётся человеческая жестокость и т.д., и т.п. У меня была какая-то ударная неделя, и я придумал еще парочку песен. В целом получилось три разных по тематике композиции, но в одном ключе – такой тяжёлый альтернативный металл, в чём-то – продолжение тех гитарных тем и риффов, которые я играл в составе Tracktor Bowling. Собственно, потом я нашёл группу, и мы начали репетировать. Надо сказать, что на барабанах играл Костя «Кларк» Ковров, ex-барабанщик Tracktor Bowling. Но мы не нашли с группой общего языка, и я забросил идею своего проекта на неопределённое время.
– Кто-то помогает тебе в этом проекте или все инструменты, аранжировки и прочее – только твоя работа?
- Сначала я записал всё сам. Барабаны забил в программе Ableton сэмплами из своей коллекционной библиотеки, бас и гитару я записал дома, вокал - на репетиционной точке. Потом свёл музыку, дал послушать друзьям и понял, что не всё получилось удачно. Послушал советы и решил, что мне нужна запись живых барабанов. Я обратился к Стюарту из [Amatory], попросил парочку своих друзей звукорежиссёров свести песни, но всё равно что-то было не то. Прошло время, и я забросил идею о своём проекте до лучших времён. И вот 2020 год, вся эта свистопляска с коронавирусом… Я переехал в родной Курск. Мы с «План Ломоносова» как раз начали писать новый альбом, и я нашёл студию в Курске (SilverRec Studio). Её хозяином является Антон Серебренников - мультиинструменталист, звукорежиссёр, музыкант и просто офигенный парень. Мы с Антоном давно знакомы, он играл во многих проектах как в Курске, так и в Москве, одно участие в группе «Линда» чего стоит. Сейчас он играет на басу группе «Ландыши». Так вот, у Антона оказалась суперкрутая студия с клёвым аппаратом, с правильно звучащей барабанной комнатой, суперраритетными гитарами и кучей примочек, огромным парком микрофонов. Я оказался в «раю». Мы записали гитарные партии к новому альбому «План Ломоносова», и на одной из сессий я показал Антону свой проект, а он незамедлительно предложил мне записать живые барабаны и свести песню своими силами. Что мы собственно и сделали. Я благодарен Антону Серебренникову за ту помощь, которую он оказал мне и советую музыкантам из разных городов нашей Родины его студию и его сведение. Антон - очень креативный парень!
– Изначально название твоего проекта звучало иначе. В чём причина его изменения?
- О, тема с названием - целая эпопея. Сначала был название типа «Pandora», но оказалось, что это какой-то обувной магазин, потом я придумал ещё кучу названий, и однажды мне пришло в голову сделать название по буквам своей фамилии и имени. Сначала было День Икс (День Х), но мне не нравился мягкий знак, и я придумал DENИКС. Но писать название английскими и русскими буквами меня запарило, да и в YouTube оказалось очень много ребяток с таким именем. А недавно мне в руки попалась книга «Ководство» дизайнера Артемия Лебедева. Книгу я прочитал и пришел к выводу, что как минимум лучше назвать свой проект либо на русском, либо на английском языке, да и интуитивно я это понимал. Посидев в инете, покрутив название туда-сюда, я обнаружил, что более оригинального названия чем «IKSDEN», что бы его легко можно было найти в интернете, нет, и прикол с буквами фамилии остается, и это оригинальное название - таких имён пока нет.
- IKSDEN уже несколько лет, планируется ли полноценный лонгплей? Если да, то когда?
- Да, планирую, но сначала запишем новые барабаны и сведём по-новому те песни, которые есть, выпущу ещё один клип, а дальше подготовка к новому альбому. Надеюсь, что лонгплей увидит свет в этом году.
- В чём была загвоздка с видео? Почему работа над клипом заняла так много времени?
– Тема с видео - это ещё одна эпопея. На меня периодами накатывало, что надо сделать свой проект, надо снять видео, надо начать что-то делать, а то начать и не закончить - не мой стиль. И вот в 2018 году пришли идея, некие образы для видео. Сюжета как такового не было, сценария тоже. Были картинки в голове, не связанные ничем и никак. В то время я работал на одном Youtube-канале, и у нас в конторе трудился оператор-монтажёр Владимир Иванов (именно Вова снял и смонтировал фильм «Панки на Арбате»). Мы с ним задружились, нашли общий язык по музыке. И вот мы решили: а давай попробуем снять клип и посмотрим, что получится, и дальше будем думать, что с этим делать. Я нашёл локацию для съемок сюжета недалеко от базы, где репетирует План Ломоносова. Сняли, я начал монтировать и понял, что зашёл в тупик. Я несколько раз приступал к монтажу, но ничего не получалось. Крутил, вертел - и опять мимо. И вот в 2020 и меня наконец осенило, я понял, о чём будет мой клип. Вдохновила ситуация с самоизоляцией и коронавирусом. Я сел за монтаж и накидал историю. Собственно, что получилось, то получилось. Благодарен Вове за поддержку и помощь!
- Будут ли выступления в рамках проекта?
- Надеюсь, что да. Сейчас сложно что-то прогнозировать, но я люблю давать концерты, и все проекты, в которых я участвовал и участвую, имеют концертные выступления. Как говорил Лемми Килмистер из Motorhead, группа существует тогда, когда она гастролирует, и я с ним согласен на все 100%!
- В «Злом сердце» упоминается Бог, Творец. Не опасаешься ли быть непонятым? Ведь сейчас принято его отрицать.
- Я по образованию - физик. Бакалавр физики Московского Физико-Технического Института (Университета) факультета Физической и Квантовой Электроники. Тема Бога для меня интересна и увлекает меня с детства. Я любил слушать металл, блэк металл, дэт металл, я переслушал огромное количество металл-групп 90-х. Мне нравятся мистика и оккультные темы в музыке. А первая любимая мистик группа - Black Sabbath.
Так вот, отрицание Бога нынешним обществом вполне себе понятно - та классическая и устаревшая система рушится на наших глазах. Мы видим несоответствие того, что написано в Библии, и что происходит в нынешних религиях. Мы достигли технологических высот, у каждого есть мобильный телефон и куча приложений, спутники летают над Землёй, но мы всё так и не понимаем, и не знаем кто мы; как мы здесь оказались; как зародилась Вселенная; в чём смысл нашего существования; почему человеку так мало выделено времени для жизни на этой планете?
Эти вопросы и отсутствие вразумительных ответов на них порождают мысль о сверхсуществе или сверхэнергии.
Я прочитал достаточно литературы на эту тему и могу сказать, что есть закон, есть сила, которую мы пока что не можем постичь. Человеческий скафандр имеет свойства быть сильным и одновременно хрупким. Мы не идеальны. Мы не видим и не слышим, и не чувствуем окружающий нас мир на все 100%. Мы не можем утверждать на все 100%, что Бог есть или его нет.
Я верю в энергию, в законы физики и природы. Энергия из ниоткуда не берётся и никуда не уходит. Если где-то убыло, значит, где-то прибудет. Есть закон Кармы - что посеешь, то и пожнёшь. Это всё работает, если внимательно приглядеться к своей жизни и к тому, что происходит с тобой. Моя песня «Злое сердце» затрагивает именно этот вопрос. Нынешняя ситуация с коронавирусом - подтверждение тому, что человечество далеко не идеально и не так сильно, как хотелось бы. Мы всё так же, как и тысячи лет назад, зависим от более мощных сил Природы.
Я не боюсь быть непонятым. Я творю, сочиняю и ничего не могу с этим поделать. Понравится - класс, нет - так нет. Я не могу повлиять и заставить кого-то полюбить мое творчество, но надеюсь, что, возможно, оно поможет кому-то преодолеть те проблемы, которые я преодолел в своё время.
- Ты собираешься посвятить немало времени работе над IKSDEN. Не означает ли это, что ПЛ может отойти на второй план?
- Плану Ломоносова в этом году исполняется 10 лет. Мы пишем новый альбом, вернее, мы его уже записали, и сейчас он на стадии сведения. Говорить, что ПЛ уйдёт на второй план, я бы не стал. На данный момент у меня достаточно времени на то, чтобы заниматься творчеством. Коронавирус ещё долго будет нас тревожить. Когда начнётся концертная деятельность - непонятно, так почему бы не сделать то, о чём давно мечтал, сделать полностью свой альбом и спеть то, о чём хочется спеть? Лишним точно не будет. Лучше всё, что задумал, осуществить. Век человека скоротечен и недолог, а невыполненные мечты отнимают силы и энергию. Мне есть, что сказать людям.
Интервью подготовил автор DF MGZN Василий Чернышов.