Предыдущая глава "Последствия ссоры в темноте"
Утром Кирилл продолжал демонстрировать чудеса тактичности. Он кратко и с юмором рассказал, как готовить кашу в кухбайне с эффектом русской печи. Посетовал, что клиенты нынче наглые пошли - платят копейки, а сервис требуют пятизвёздочный. И это на мусорном полигоне! Поклялся, что в следующем году обязательно сделает себе отпуск. В крайнем случае, в этой пятилетке - точно. Обсудил прогноз погоды: стоит ли облачаться в полный костюм химзащиты или хватит лёгкого респиратора и перчаток...
Почему друг-спасатель вдруг целую ночь провёл не дома, а на диване в гостиной у друга, Кир так и не спросил. Вот что значит воспитание и крепко усвоенные параграфы Этического Кодекса!
- Пойду я, - Макс отставил кружку.
- Можешь оставаться на весь день, - тут же пригласил Кир. - Код от дверного замка я тебе сейчас скину.
- Нет, - спасатель отказался с явным сожалением. Идея спрятаться у друга, пересидеть пару дней, пока дома страсти не уляжутся, была крайне соблазнительной. Никуда не бежать. Не выдавливать из себя положительную оценку очередным самоляпным шедеврам при врождённой художественной слепоте. Заказать какой-нибудь фастфуд, вдосталь наваляться на удобном диване, вяло листая ленту новостей на смартфоне... Стереовизор Кир продал, чтобы добыть денег на горячее питание для бомжей-свалочников. Да и не хотелось Максу пялиться на тупые ток-шоу с хоровым ором и рукопашным выяснением истины. Хватило бы соцсетей и новостных агрегаторов.
- На работу загляну, - решил спасатель. Дежурная часть давно стала для него прибежищем и тихой гаванью.
- Тогда до вечера, - попрощался Кирилл. Перехватил недоумевающий взгляд и напомнил:
- Встречаемся в "Родине слонов" в восемь. Лёшка будет обязательно.
- Забыл, - повинился Макс. - Приду.
- Хорошо, - Кир засунул в сумку запасные фильтры для респиратора, флягу с чистой водой и контейнер с кашей. - Мой дом в твоём распоряжении.
И убежал, упаковавшись в сапоги-бродни поверх делового костюма.
Макс не стал задерживаться в гостеприимной квартире. Защёлкнул дверь, привычно убедился в работоспособности экстренной сигнализации и потопал к метро.
В части он сразу же наткнулся на Магарыча.
- Ну? Согласен? - с ходу поинтересовался начальник.
- Да, - автоматически ответил Макс. Потом спохватился. - С чем?
Аверьян Маргаритович неодобрительно нахмурился. Он терпеть не мог рассеянности.
- Участвовать в международной экспедиции! Макс, ты в край обнаглел, о таком шансе забывать нельзя!
- Виноват, - признался спасатель. - Аверьян, столько всего навалилось...
- Пора завязывать относиться к подчинённым по-хорошему, - Магарыч сердился. - Не цените!
"Сволочи" он произнёс одними губами, отвернувшись от камер. Макс покорно втянул голову в плечи и изобразил раскаяние.
- Живо в кабинет! - рявкнул Магарыч. Спасатель послушался.
- Слушай внимательно, - приказал Аверьян Маргаритович в своём кабинете. - Экспедиция официальная, но трубить о ней на всех углах не стоит. Госбезопасность настоятельно рекомендует помалкивать и не зря. Прямо сейчас даёшь подписку о неразглашении.
Макс ткнул пальцем в сканер на планшете и поинтересовался:
- И с чем учёные на этот раз экспериментировать будут?
- С белыми медведями, - Магарыч шутливый тон не поддержал.
- А что с ними сделать можно? - не понял Макс.
- Их можно - и нужно! - спасать, - начальник вздохнул, махнул рукой на стул, сам сел за рабочий стол. - Арктика почти растаяла. Льдов с каждым годом всё меньше. Белые медведи на грани исчезновения, а это уникальный вид. И вот, кто-то умный предложил переселить остатки популяции на Южный полюс. Антарктида - материк, под ногами не рассыплется.
- Постой, - Макс потёр лоб. - Антарктида тоже почти растаяла. И из бывшей вечной мерзлоты доисторические вирусы так и прут, месяц назад нового нашли. У учёных теперь теория, что динозавры из-за этого красавца вымерли, метеорит не виноват. Половина ящеров так точно.
- А другая половина всё-таки из-за метеорита, - согласно покивал Магарыч, а потом рявкнул, - Не твоего ума дело! Посчитали учёные, что белые мишки в гостях у пингвинов выживут, значит, выживут. Тебе квартира нужна? Как раз в экспедиции и заработаешь.
- Стоп, - скомандовал Макс. Аверьян Маргаритович поморщился, но промолчал. Сам ведь поощрял дружеские отношения с подчинёнными, вот и напоролся.
- Аверьян, - проникновенно спросил спасатель. - Действительно, не мне с учёными спорить. Давай честно? Есть у нас в части люди и поспособнее, и пофотогеничнее. Та же Ажела. Её с белым медведем в обнимку - хоть на обложку "Плейбоя". С чего ты именно меня в эту командировку засылаешь? Если она такая важная, если целый вид спасать надо, почему не госбезовца какого-нибудь отправить? Такого, чтобы и пять языков знал, и с американским президентом за руку здоровался, и полярного мишку одним чихом на лопатки укладывал?
Вместо ответа, Магарыч вывел на экран личного планшета какой-то текст:
- Читай...
Читал Макс долго. Это был потрясающий образчик научно-канцелярского стиля. Основные бюрократические формулы спасатель знал по долгу службы и изучал в школе на правоведении. Только поэтому ему не пришлось просить начальника о переводе тайного приказа на человеческий язык.
- Вот этот момент мне нравится, - отметил Макс. - "При достижении отрицательного результата объекты эксперимента возвращаются в изначальные условия". Я правильно понимаю, что если мишки не приживутся, то мы их обратно на Северный полюс переть должны?
- Если не приживутся, - кивнул Магарыч. - Если подхватят доисторический вирус. Если начнут усиленно пожирать пингвинов, которых тоже надо сохранять и возобновлять.
- Чудесно, - этим словом в должностных инструкциях советовалось заменять все нецензурные конструкции при обсуждении правительственных инициатив. - А вот этот перл: "контрольная сумма особей должна меняться в положительную сторону"? Мы их ещё и размножать обязаны?
- Так ты согласен? - обрадовался Аверьян. - Можно не размножать, главное, чтобы не подох никто.
- Аверьян Маргаритович! Почему я?
Магарыч отвёл взгляд, стал внимательно изучать многолетний налёт на стенках кружки. Поддел ногтем, сковырнул целый чайный пласт.
- Ты же сам сказал, Макс. Ты не самый талантливый, не самый красивый. Не амбициозный, чего скрывать. Честный трудяга. А дело такое. Скучное, тяжёлое, бесперспективное и непрестижное. Ни навара с него приличного, ни славы. Ну кого ещё мне посылать? Только ты и справишься, вытянешь от начала до конца.
- Спасибо, - Макс был ошарашен. Нет, он, конечно, осознавал, что в супергерои не годится. Но вот так, прямо услышать подтверждение своей посредственности... Неожиданно.
"С другой стороны, чего я теряю? Хотел паузу в семейных отношениях? Вот тебе полгода. И подумать, и денег заработать".
- Кажется, я об этом пожалею, - покочевряжился для вида Макс. - Но я согласен.
Магарыч облегчённо вздохнул:
- Тогда сейчас проведу для тебя инструктаж. И потом ты свободен до самого отплытия.
Продолжение "Из чего состоит жизнь взрослого человека?"