А вы знали, что перед началом Второй мировой войны около 70% автомобильного рынка Германии контролировали два концерна - Ford и General Motors? Первый гигант развивал свой бизнес в Европе еще с начала века и уже к 30-ым годам собирал свои модели в Англии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Турции. Собирали их и в Советском Союзе, ведь история Горьковского автозавода началась с производства “полуторки” - модернизированной модели Ford AA. General Motors осваивал старый континент не так стремительно, но в 20-х годах американцы купили английский Vauxhall и немецкий Opel, став тем самым крупнейшим игроком на европейском рынке.
Приход нацистов к власти лишь укрепил позиции компаний в Германии, которые стали получать военные заказы. И не только заказы: в 1938 году сначала Генри Форд, а затем руководитель GM в Европе Джеймс Муни получили от Третьего рейха наиболее почетный для иностранца орден - “Большой крест немецкого орла”. Вступление США в войну в декабре 1941 года наложило запрет на официальное взаимодействие их компаний с гитлеровским режимом. Заводы перешли под немецкое управление и по-прежнему работали на Вермахт. К слову, 90% всех грузовиков немецкой армии поставлял Opel.
Но есть мнение, что во время войны американский бизнес полностью не утратил контроль над своими предприятиями и даже зарабатывал. В 1998 году жительница Бельгии Эльза Иванова через суд попыталась взыскать с Ford деньги за тяжелые условия труда на заводе компании в Кёльне. Дело в том, что во время оккупации Ростова-на-Дону ее в возрасте 16 лет немцы увезли в Германию, где вместе с другими пленниками использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Но суд Ньюарка после долгого разбирательства отклонил иск, не посчитав Ford выгодоприобретателем своего завода в тот исторический период.
Тем ни менее американская техника служила почти всем сторонам конфликта. Британский Ford делал грузовики для нужд английской армии, “Студебеккеры” и “Форды” по ленд-лизу шли в СССР, Opel обеспечивал моторами половину выпускаемых вермахтом бомбардировщиков “Юнкерс Ю-88”. И это не результат сговора "алчных капиталистов". Просто к началу войны компании США создали самую мощную и развитую автомобильную промышленность в мире.
Фото взяты из открытых источников.
© Перепечатка данного материала и его фрагментов допустима только при указании активной гиперссылки на публикацию.