Найти тему
Джестериды

Шоу Наливкина

У нас хорошая новость – Наливкин на свободе, его никто не арестовывал. Ведь мы говорим о Наливкине как персонаже, об идее, а что эшники могут ему сделать? Так, что единственный в нашей стране честный и по-настоящему народный политик снова с нами.

«Но кто это?» — можете спросить вы. К сожалению, он не столь известен, как хотелось бы. Речь идет о сатирическом проекте «BARAKuda». А депутат Наливкин — главный герой этого проекта, выдуманный политик районного масштаба, скетчи с которым пародируют тот ад, что происходит в реальных новостных лентах. На днях в новостях появилась информация, что актер, который играл Наливкина, был задержан полицией. Однако сам Наливкин выступил с опровержением. В итоге, что у нас тут – очередная шутка-мистификация от создателей канала или обыгрывание реальных событий? Так ли это важно? Наливкин уже существует, он часть объективной реальности. Хотя, если вам принципиально, то вот самый свежий апдейт: сперва актера, играющего Наливкина, заперли на пять дней по административке, а потом к съемочной группе пытались прицепиться по всем фронтам, начиная со страйкбольного оружия из реквизита и заканчивая псевдоментовской формой. Это откровенное объявление войны, спокойной жизни ребятам теперь не будет.

Казалось бы, ну подумаешь, ещё один пародийный проект, мало ли их. Вот вам американский The Onion или наша «ИА Панорама» Подобные идеи далеко не новы. Вот, например, довольно старый вики-проект «Абсурдопедия». Мы и сами вели «типичный» городской паблик с новостями из выдуманного города Шибальбинск. Давайте быстренько поглядим на них.

Проект The Onion, старейший из всех. Он начинался в 1988 году как вполне материальная печатная газета с сатирическим содержанием. Годы эволюции привели к тому «Ониону», который мы знаем: необходимо уяснить, что это не просто фабрика фейковых новостей. Проект является пародией на СМИ, как таковые. Он высмеивает не столько реальность, сколько медиасферу. У The Onion есть свое радио, свои дурацкие гороскопы, рубрика с письмами читателей, инфографики, премии и так далее. И это очень странное ощущение, ведь невозможно разграничить, где это СМИ функционирует как фейковое, а где как реальное. И хотя оно пародирует издания, вроде Huffington Post, де-факто «Онион» функционирует по тем же самым принципам и законам, будто это настоящее СМИ, просто из альтернативной вселенной.

«ИА Панорама», конечно, не такое масштабное начинание. Его главная ценность именно контент. «Панорама» не ставит целью стебаться над условностями работы отечественных СМИ. Объектом насмешек являются повседневные российские и мировые реалии. Фейковые новости лишь утрируют и гиперболизируют картину дня. Из недавнего: очень широко разлетелась новость о том, что правительство вводит такую категорию граждан как «простолюдины». Потому что это сообщение не выглядит фейком. Мы все подспудно ожидаем чего-то такого, когда власти уже прекратят лицемерить и проявят себя во всей красе. Новости «Панорамы» идут разрозненно, вразнобой. Насколько мы можем судить, у них нет сквозных персонажей, сюжетных линий или прорисованных сотрудников редакции. Немного выбивается лишь рубрика «Книги», где публикуются рецензии на работы, якобы принадлежащие перу известных людей. Среди «авторов» можно встретить Лукьяненко, Сорокина и Ефремова. «Панорама» старается максимально избегать соприкосновения с реальными персонами вне тотально абсурдного контекста, а на сайте, хоть и мелким шрифтом в самом дальнем углу, но имеется предупреждение, что все материалы являются сатирой и выдумкой. Вообще в журналистской среде существует установка, что если на серьезных щщах цитируешь «Панораму», то сам дебил. Жаль, что это не распространяется на депутатов, чинухов и лично на нашего вечернего Соловьева.

Наш собственный проект «Вести Шибальбинска» (мы сокращенно звали его «ШБ») пошел по-другому маршруту. Мы изначально планировали более литературный и художественный подход. Ориентиром был выбран, разумеется, родимый Салтыков-Щедрин с примесью рассказов про шильдбюргеров. Ну и «Городок» Олейникова и Стоянова (который тоже, к слову, по формату временами очень похож на фейковое информагентство). И хотя наши новости были оформлены по всем законам СМИ (ну там, лид, фактура, цитаты), паблик получился не столько классическим ИА, сколько своеобразно поданным ситкомом. Многие новости можно раскидать по темам и разделам, и каждую конкретную область у нас представлял определенный ньюсмейкер. Вспомнить, слезы ностальгии наворачиваются:

Арсений Лизунов, лидер движения «Шибальбинские лоялисты» (собирательный образ всех этих нашистов и отрядов Путина)
Анонимный герой Шибальбинска, Человек-государство (провинциальный вариант Бэтмена, которого мы заслужили)
Эзотерик-экономист Стефан Глобус (публикующий примерно одинаковые по степени размытости гороскопы и экономические прогнозы)
Представитель ЛГБТ-сообщества (а на самом деле скрытый гетеросексуал) Николай Кедр (вообще возможно создать сатиру без геев на передержке?)
Шибальбинский политолог Савелий Пургинян (тут нам напротив пришлось кое-кого делать чуть более адекватным, чтобы вписаться в формат)
Генерал Друидов, глава шибальбинских космодесантников (пародия на нашу помпезную военщину с навороченными супер-пупер пушками, которых никто не видел)

И так далее. Постоянных персонажей и сюжетных веток набралось с несколько десятков, при этом они забавно переплетались и постепенно уходили в отрыв от реальной новостной повестки, которой мы сперва придерживались. Чем более проработанным становился Шибальбинск, тем больше он жил своей жизнью, руководствуясь собственной логикой развития. Кстати, не все новости были сатирическими. Были и лирика, и даже немного грусти, как в арке старейшей жительницы города, 143-летней Прасковьи Мухиной. Но даже так нас пару раз умудрялись репостить как реальные новости, несмотря на то, что на самом деле нет даже такого города, не говоря уж о СМИ. Или, получается, есть теперь такой город?..

Из всех названных источников проект «Баракуда» ближе всего по духу к «ШБ». Есть герои, сквозные арки, своя мифология. Сюжеты гротескны, но с учетом того, что мы видим в реальной Метрике, происходящее кажется весьма правдоподобным. Потому немудрено, что нередко сюжеты принимаются за чистую монету, даже сейчас, когда бумерам о Наливкине рассказали на «России-24», зумерам — Навальный, а все прочие узнали после новости о его аресте.

Нам эта тема близка, мы внимательно ознакомились с текстами и комментариями. Они в основном пересказывают саму фактуру, зачем-то сдеанонили человека, который изображает Наливкина (журналистская этика, слышали о такой?), только Навальный попытался банально осмыслить сам феномен в духе того, что «так все и есть». Мол, очень похоже на реальность. Но это не совсем так. Причины происходящего более глубоки.

В минувшее десятилетие в нашем языке прочно закрепились два понятия: fake news и «постправда». Мы писали о них не раз,

http://www.jesterids.ru/archives/551

http://www.jesterids.ru/archives/1935

http://www.jesterids.ru/archives/530

но сошлись на том, что точнее всего происходящее отражает термин Игоря Яковенко «Медиафрения»:

«В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира».

Мы ведь любим науку, да? Так вот вам немного науки: согласно исследованиям, 82% старшеклассников и студентов не понимают разницу между реальными новостями и проплаченным контентом на правах рекламы. Фейковые новости имеют на 70% больше шансов быть ретвитнутыми, чем настоящие. Серьезно, существует большая работа, посвященная механизмам распространения реальных и фейковых новостей, и ученые были в шоке от того, что ложь распространяется гораздо быстрее, шире и эффективнее, чем правда. Притом, что у фейк-ньюс, как правило, меньше точек вброса, а источники нередко весьма сомнительны.

В чем же дело? Есть одна гипотеза. Посмотрите на информационную вакханалию вокруг коронавируса. Сколько дичи гуляло в марте по мессенджерам. Народ сам себя накручивал страшилками и сам же себя успокаивал ковид-диссидентством. И продолжалось это до тех пор, пока Кремль не сформулировал внятную позицию по происходящему. И то пришлось долбить в унисон по всем каналам несколько недель подряд, чтобы синхронизировать людей под ритм своих барабанов. Нашелся даже шаблон для распространения фейков об эпидемии.

Проблема кроется в самом термине. Что такое «фейк»? Ложь, подделка. Но знает об этом, обычно, только тот, кто первым начал врать. Остальные лишь повторяют то, что кажется им сенсационной правдой. С COVID еще хуже: многие нулевые пациенты, носители и распространители инфовируса даже изначально не врали. Кто-то что-то не так понял, неверно интерпретировал, подслушал в трамвае досужую сплетню или подогнал происходящее под давно созревшую в его голове конспирологическую теорию. И вот, народ уже сжигает вышки сотовой связи, панически скупает гречку и массово саботирует любые светлые начинания начальства, даже если таковые найдутся.

Для 99% потребителей фейки — это правда. Никто, кроме продуманных и проплаченных политтехнологов, не станет распространять заведомую ложь, как наши ольгинские тролли. Люди верят в то, что говорят. И тут мы натыкаемся на парадоксальный феномен. Выдумка почти всегда правдоподобнее реальности. Потому что выдумку порождает ограниченный ум людей, она как раз и должна выглядеть достоверно издалека. Она чаще всего эмоционально и идеологически заряжена, черно-белая по морали, понятная обывателю, спекулирующая на его суеверных страхах и недоверии официальным новостным каналам. А реальность? Реальность никому ничего не должна, она порождает такой бред, такой кислотный сюрреализм, что вы бы никогда не угадали, что как раз вот этот лавкрафтианский делирий, это и есть правда.

Мы в редакции коллекционируем подобные заголовки. Сами зацените, что мы собрали только за последние несколько недель. И вот это — наша с вами подлинная реальность.

«Поклонник Deep Purple сел за убийство поклонника «Бутырки»
Калужский полицейский наступил на голову задержанному
В Омской области покупка яиц обернулась убийством
В амурской тайге организуют место для тайного голосования по Конституции
«Не ездите на дачи 3–4 дня!»: в окрестностях дач на Рябинино бегает разъяренная медведица
Российский футболист рассказал о возможности прожить на 300 тысяч в месяц
В Петербурге оштрафовали медика, не застегнувшую молнию во время визита Беглова в Ленэкспо
«Бегу 3-й раз»: депутат Народного Хурала Бурятии пробежал два раза вокруг Земли
Каждый 11-й россиянин ощущает влияние ретроградного Меркурия
Парламентария удивило, что оренбуржцы, оказывается, почти всем довольны
Правительство согласилось оставить кошкам отверстия в подвалах
Девушка вернулась домой через три месяца и испугалась до смерти, увидев, во что превратилась забытая картошка
Радостный кузбассовец катался на велосипеде по отделению полиции и материл сотрудников
Семья в Таганроге пожаловалась на заставляющее их пить пиво привидение
Хотели Лазурное, но осталось Собачье: 5 озёр в черте города, где могло быть красиво. Фото и маршруты
В киевском супермаркете русскоязычный посетитель отхлестал «мовного патриота» колбасой (ВИДЕО 18+)
Таксиста из федерального розыска поймали после кражи козы в Воронежской области
Из подмосковного женского монастыря улетел попугай, умеющий говорить: «Господи, помилуй»
Пилой пилили мужчину найденного в реке Мга. Его искусственная грудь — из Дублина»

Что остается разумному человеку после такой атаки на подсознание? Только поверить в простенькую, одномерную выдумку.

СМИ XX века, а затем интернет породили реальность, где не имеют значения ни правда, ни вымысел. Они, находясь в этой среде, являются равнозначными информационными объектами. Есть реальный детектив Пинкертон и выдуманный Холмс. Но в информационной среде они оба персонажи, и какое имеет значение, что один существовал в реальности, а второй только в голове писателя Артура Конан Дойля?

То же самое с любыми другими информационными артефактами. Чем джедаизм и даэдризм хуже традиционных религий? Чем клингонский хуже французского? Это снимает множество противоречий, которые до сих пор вызывают жаркие споры. Например, атеисты могут утверждать, что никакого Христа не было, нет объективных доказательств его жизни. То самое упоминание у Иосифа Флавия — поздняя подделка. Но, с точки зрения информационного пространства, они ошибаются. Не имеет никакого значения, существовал ли он в том, что мы называем реальностью. Он же существует в книгах, как персонаж! И этого более чем достаточно, чтобы относиться к нему как к реальному объекту. О нем написаны миллионы текстов, о нем думают миллионы людей. Верующие, вы прежде, чем оскорбляться, подумайте вот о чем: чего стоит вера, если она верит в реальное существование Бога? Вы попробуйте поверить в него, точно зная, что его нет, он только в вашем сердце. Вот, где будет испытание силы веры. А верить в факты и атеисты умеют.

Информационная среда сейчас для нас первична. Да, такой подход уравнивает Войну Алой и Белой Розы с событиями в Вестеросе. Совсем как в Википедии. Но таковы правила игры, их просто придется принять, если мы хотим двигаться дальше. Сейчас СМИ пестрят размышлениями и советами о том, как же отличить правду от вымысла, как же не стать жертвой fake news. Но это устаревший подход, он не имеет смысла в пучинах информационного океана.

Тут надо уметь работать с артефактами, не разделяя их на правду и вымысел. С ними надо работать равноценно. Они есть, они влияют на умы людей, значит они реальны. Да, мы можем ради скуки деконструировать пару навязших на зубах мифов, почему и нет. Но мы не доказываем их фантомность, мы лишь показываем откуда они взялись и как устроены, чтобы те, кто с ними столкнулись, не были ими сожраны. И при желании могли бы выстроить тысячу своих. Как в свое время фемки Третьей Волны раскурочили понятие гендер. И поняли, что это не какая-то биологическая данность, а просто набор правил поведения для идентификации себя в обществе. И что при желании таких правил настрочить сколько угодно.

Кстати, к слову о фемках. Года три назад они провели акцию. Сначала была вброшена фотка с протестным баннером на одной из башен Кремля. Это вызвало довольно мощный инфовсплеск, интернеты забурлили, многие СМИ радостно запостили новость, и тут выяснилось, что фотография была просто обработана в фотошопе. Но резонанс и эффект был такой же, как и от акции в реале. А если нет разницы, зачем платить больше?

В информационной среде выдуманный Наливкин ничем не хуже настоящего депутата. Он абсолютно реальная и равноценная фигура, способная влиять на реальность, изменять её. И мы видим это воочию, когда после каждого ролика с ним, поднимается резонанс, многие требуют принять меры и так далее. И это мелочи по сравнению с комментариями в духе «Наливкина в президенты». Мы уже видели в Украине, как КВН-щик сыграл роль президента в сериале, а потом реально им стал. И нужно понимать, что стал он им в тот момент, когда играл Голобородько. Его избрание несколько лет спустя лишь проекция. Его слова и действия уже владели умами живых. Так и с Наливкиным. Он уже депутат. Он, как и любой лидер, что существует в материальном мире, выступает общей точкой приложения мыслей, желаний и надежд других людей. Он такой же глубинный и автохтонный, как они, причем уверенный в себе, всегда знающий, что делать.

Чем он хуже Путина? Да он даже внешне похож. Одного типажа, тоже светлые глаза на плоском лице. Мы не скифы, мы финно-угры, и не стоит этого стыдиться. И в отличие от Путина, Наливкин хоть что-то делает. Да, криво, абсурдно, но делает же, приезжает лично, не отсиживаясь в бункере, пописывая статейки для западных газет. Как там Володин сказал? «После Путина будет Путин»? Может и будет, да не тот, что вы ожидаете. Тот, что сидит в бункере, перестал быть Путиным, а вот Наливкин имеет все шансы им стать. Потому что он ровно такой, каким Путина хотят видеть миллионы автохтонных россиян.

Да и сам Путин: разве он настоящий? Мы с самого начала живем при тщательно и грамотно выдуманном президенте. Реальный Путин сидит в желтом биокостюме в глубине бункера, отгороженный от мира дезинфицирующим тоннелем, и ссытся всего на свете. А где-то выдуманный Путин поднимает страну с колен, грозит коллективному Западу и разрывает пасть коронавирусу. К счастью, этот миф уже настолько обветшал, что в него не верят даже взрослые — не то что дети.

И, кстати, мы не так давно разбирали феномен персонажа Жеглова. Если вкратце, то суть в том, что авторы книги «Эра милосердия» и затем фильма «Место встречи изменить нельзя» вкладывали в персонажа Жеглова негативный оттенок, он был воплощением человека прошлого, бескомпромиссного сталиниста, который расчищал своей работой место светлому будущему, эре милосердия. А зрители приняли его образ, как есть: из неоднозначного отрицательного персонажа, он стал однозначно положительным. Тем, кто придет, и порядок наведет. Я уверен, нечто похожее может произойти и с Наливкиным, когда он выйдет на ещё большую аудиторию. Уже мы видим множество комментариев с респектом. И многие из них уже не имеют ироничной подоплеки.

Если мы уж заговорили на эту тему, как не вспомнить другого персонажа, который проделал похожий путь, правда кончился он принудительным помещением в психушку. Но кончился, ли? Я конечно говорю сейчас о шамане Габышеве. Он ведь тоже, по сути своей, информационный артефакт. Не имеет значения, является ли он шаманом в мире духов, он полноценный инфо-шаман. Который из пародийного и смешного персонажа в какой-то момент чуть ли не стал эпическим героем и лидером сопротивления режиму, сумев спровоцировать реальные волнения в Улан-Удэ, в первом же крупном городе на пути долгого паломничества в Москву. Как он это сделал? Помощь Высших Сил? Может быть. Но скорее удачная работа с информационной реальностью. Которая пластична и текуча, словно вода. Но в любящих и умелых руках она может принять любую форму и стать мощнейшим оружием или созидательнейшим инструментом для переделки мира.

И заметьте, как они испугались. Против шамана-воина были брошены большие силы. Но Габышев сделал дело, расчистил путь на Кремль для иных претендентов. И им не обязательно идти на Москву реально, достаточно лишь преобразовать реальность так, чтобы Кремль оказался песочным замком под его ногой. И Наливкин следующий этап, очередной всадник Апокалипсиса, что предвещает конец старого порядка.