79 подписчиков

Как не стать заложником консалтинга

В статье приведены основные рекомендации по организации сопровождения процессной модели управления в компании и взаимодействию с представителями консалтинга.

В статье приведены основные рекомендации по организации сопровождения процессной модели управления в компании и взаимодействию с представителями консалтинга.

Привлечение бизнес-консультантов для решения вопросов, касающихся повышения эффективности управления процессной модели компании, является обоснованным решением, однако, стоит отметить, что злоупотреблять услугами консалтинга далеко не всегда выгодно. Давайте рассмотрим, в каких ситуациях необходимо привлечение консалтинговых компаний, а в каких лучше обойтись своими силами.

1. Внедрение процессной модели управления. На начальном этапе, когда руководство компании осознает необходимость внедрения процессной модели управления, привлечение профессиональных бизнес-консультантов является обоснованным. Более того, работа с консультантами на данном этапе является залогом успешного внедрения процессного подхода к управлению. Опыт и профессиональные компетенции консультантов позволят в короткие сроки и с минимальными рисками реализовать проект внедрения.

2. Сопровождение процессной модели управления. После внедрения процессного подхода в компании необходимо осуществлять ряд мероприятий по поддержанию и сопровождению модели управления. К таким мероприятиям относятся: разработка и актуализация нормативно-методических документов, управление изменениями в компании, внутренний аудит и т.д. На данном этапе привлечение бизнес-консультантов является нежелательным. В противном случае компания рискует стать зависимой от услуг консалтинга. Другими словами, все работы, связанные с сопровождением процессного подхода и управлению изменениями в компании будут осуществлять сторонние консультанты. Поэтому для избежания риска стать "заложником" консалтинга в компании необходимо сформировать отдел системы менеджмента качества (СМК), который займется сопровождением процессной модели управления.

3. Разработка или актуализация стратегии развития компании. Разработка стратегии развития компании является одним из важнейших шагов по управлению изменениями в компании. Структурирование видения руководства и последующая его трансформация в проекты по оптимизации бизнес-процессов является залогом выживания компании на рынке. Поэтому привлечение бизнес-консультантов для решения такой важной задачи является обоснованным. Методологические ошибки, которые, возможно, допустят сотрудники компании при самостоятельной разработке стратегии развития, могут повлечь необратимые катастрофические последствия.

4. Оптимизация бизнес-процессов компании. Совершенствование бизнес-процессов компании является основой концепции процессной модели управления. Планирование, реализация и контроль, а также завершение проектов по оптимизации бизнес-процессов компании должно осуществляться сотрудниками. Конечно, в зависимости от масштаба проекта, бизнес-консультанты могут быть привлечены в качестве бизнес-архитекторов, для анализа и проектирования планируемых изменений. Однако, управлять всеми основными этапами проектов по оптимизации бизнес-процессов должны сотрудники СМК вместе с владельцами бизнес-процессов компании.

5. Разработка и внедрение системы мотивации персонала. Разработка ключевых показателей эффективности (КПЭ) сотрудников компании — одна из самых сложных задач в области мотивации персонала. Поэтому для ее реализации необходимо иметь специализированные навыки и опыт, которым обладают бизнес-консультанты. Самостоятельная разработка КПЭ может привести к демотивации персонала, "текучке" кадров, или потере ключевых сотрудников компании. Реализовывать такой ответственный проект рекомендуется с привлечением профессиональных бизнес-консультантов.

В заключении этой статьи я хотел бы отметить следующее. Перекладывание ответственности за управление изменениями на консалтинговую компанию может привести к тотальной зависимости от сторонней организации. Однако, реализация масштабных изменений силами сотрудников, не обладающих специализированными навыками, может нанести серьезный ущерб компании. В связи с этим, необходимо четко определить профессиональные компетенции собственных сотрудников перед обращением в консалтинговую компанию.