Найти в Дзене
Елена

ЧИСЛО 4, ЧИСЛО 5

«Я вышел, на четыре стороны, я принес жертву». «Сказание о Гильгамеше»
«Я вышел, на четыре стороны, я принес жертву». «Сказание о Гильгамеше»

Число 4 представляет собой четырехкратную космическую основу мира, четыре основных элемента, четыре стороны света и четыре ветра. Оно символизирует Высший закон регулярности времяпротекания, выражающегося в последовательности утро- полдень-вечер-ночь, детство-юность-зрелость-старость. Четырех­членная структура Космоса, ориентированная на число 4, со­впадает с другими его образами и воплощениями: насчитывает­ся четыре времени жизни, четыре юги — великих века, 4 схемы города, храма, почитаются тетрады богов.

В Индии издревле известен ритуал, в котором с царем пос­ледовательно соотносится каждое из четырех сакральных дере­вьев, из них изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн.

Один из буддийских миров, расположенный над миром же­лания Камадхату и под миром не имеющих формы Арупадхату, Рупадхату, делится на четыре уровня, соотнесенных с четырьмя ступенями дхьяны. В Траястринсе же, втором небесном мире в сфере желаний, в одном из парков растет лиана асавати, кото­рая раз в тысячу лет приносит плоды, содержащие божествен­ный хмельной напиток — опьянение от него продолжается че­тыре месяца. Хеваджру, олицетворяющего мудрость и сострада­ние, первопричину всего бытия, обычно изображают с четырь­мя ногами.

Каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии — рожде­ние, рост, деградацию, смерть [или: рождение — жизнь — смерть — возрождение (новое рождение), символизируемые соответ­ственно четырьмя направлениями света].

Четыре основных вида жертвенных животных соотносятся с четырехчленностью горизонтальной структуры Вселенной (сто­роны света). В мировых религиях наблюдается повторяющийся мотив числа четыре как числа мира, противопоставляемое Бо­жественному числу три.

В иранском царстве света обитает Отец величия (Отец света, бог света) Мани, добрый повелитель этого царства, проявляю­щийся в четырех формах: Божество, Свет, Сила, Мудрость.

Сокровенное имя Всевышнего, изображаемое четырьмя бук­вами тп"1 (священным Тетраграмматоном), долгое время произ­носилось вслух в День Очищения неслышно для окружающих один раз в году первосвященником; тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода.

Четырехбуквенное имя Бога в человеческом сердце
Четырехбуквенное имя Бога в человеческом сердце

Тетраграмматон представлен здесь в виде тетрактиса внутри человеческого сердца. Изображение являет трон Бога и Его иерар­хии внутри сердца человека.

Число 4 выбирается в качестве периода свершений мировых мистерий. В Оропе (в Аттике) раз в четыре года справлялся праз­дник, посвященный великому прорицателю Амфиараю.

Согласно древнему орфическому сказанию, воспроизведен­ному в диалоге Платона «Пир», предки людей имели по четыре руки и четыре ноги.

В древних исторических китайских памятниках говорится, что у верховного божества Ди-Ку было четыре жены, а китайский зверь-людоед Тулоу похож на четырехрогого барана. Знамени­тый герой Цан-Цзе имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах изображались по два глаза один над другим) — символ особой прозорливости. У другого героя-мя­тежника Чи-Ю также четыре глаза.

Этруский бог Кулсанс имел четыре лица, которые симво­лизировали четыре небесных региона.

В осетинском нартском эпосе упоминается волшебная четы­рехугольная чаша Уацамонга, присутствующая на пирах. Она была неиссякаема, постоянно наполнялась вкуснейшими напитками. Если кто-либо из пирующих говорил правду о своих ратных под­вигах, то эта чаша сама поднималась к его губам, если же хвас­тался понапрасну — не трогалась с места.

В свиту тибетской богини Лхамо, прабабушки, царицы зе­нита неба, входят четыре богини времен года. У корейцев изве­стно четыре небесных владыки Сачхонван — стражей сторон света, и четыре священных животных, духов-хранителей сто­рон света Сасин: Чхон-нен (зеленый дракон, кит. Цин-лун) — востока, Пэкхо (белый дракон, кит. Бай-ху) —- запада, Чуджак (красная птица, кит. Чжу-цяо) — юга и Хенму (черный воин, кит. Сюанъ-у) — севера.

Змеи-стражи с четырьмя крыльями по бокам, с раздвоен­ными языками, длинными телами изображались на корейском боевом флаге, а в Китае в средние века понятием ман стал обо­значаться один из видов драконов — с четырьмя когтями. В раз­ных местах Кореи приносились жертвы духам четырех морей — Тонхэсину (духу восточного моря) в Янъяне, Сохэсину (духу западного моря) в Пхунчхоне, Намхэсину (духу южного моря) в Наджу и Пукхэсину (духу северного моря) в Кенсоне.

Абай Гесер укрощает четырех чудесных последышей мира'. водную стихию, низвергающуюся с вершины собаку с серебря­ными клыками, собаку с золотыми клыками и подземное чудо­вище; последовательно превращая их в целебный источник «ар- шан», в серебро, золото, женьшень.

У Фомагаты, потомка солнца у чибча-муисков, фигура че­ловека, хвост ягуара и четыре уха.

Древнеиндийский прародитель слонов Аиравата, вышедший из мирового океана во время его пахтанья богами и асурами, изображается с четырьмя клыками.

В культовой иконографии и в традиционном театре ваянг Батара Гуру, глава сонма богов у индусов Западной Индонезии и Малайзии изображается в виде четырехрукого человека, сто­ящего на священном быке

ЧИСЛО 5

«Пять звуков ведут к глухоте, пять вкусов портят рот». Пэн-Цзу
«Пять звуков ведут к глухоте, пять вкусов портят рот». Пэн-Цзу

Пять — число осознания; человек обретает опыт жизни по­средством пяти чувств. С числом 5 человек стремится смотреть за пределы мира, состоящего из четырех элементов, отправляться в странствия и духовно прогрессировать.

Число пять — это эталон описания наиболее важных харак­теристик макро- и микрокосма. Известно пятикратное деление мира, существуют 5 элементов мироздания, 5 классов живот­ных, 5 органов чувств у человека, 5 внутренних органов, 5 стра­стей. В буддизме и в Упанишадах рассуждают о пентадах, соот­носимых с пятью аспектами Бытия, пятью огнями, ликами Шивы.

Известно пять дхьяни-будд и пять благих моментов в жизни Тиртханкара, вероучителя джайнизма: зачатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобожде­ние. Джайнская агиография выделяет пять благих моментов в жизненном пути тиртханкара — зачатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобождение. По поводу каждого из этих моментов в жизни Махавиры, вероучи­теля джайнизма, божества устраивали пышные торжества, про­ливая дождь из драгоценных камней, благовоний и цветов.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» известно пять сы­новей царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Монголами почитается группа пять Чоиджинов, пяти богов, пяти великих государей.

Пятеро оставшихся в живых греческих воинов стали родо­начальниками знатнейших фиванских родов в крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.

Идол славянского Поренута имел четыре лица и пятое на груди.

Сакральное число 5 выражает идею совершенства, законо­сообразности и гармонической стабильности. Отмеченность пя­того места в пространстве связана с особым положением цент­ра, в котором находится Срединное царство Чжун-го. Хун-Ахпу и Шбаланке, в эпосе киче братья-близнецы, воскресают на пя­тый день, после того, как владыки преисподней подвергают их страшным испытаниям и даже сжигают.

Известен культ пяти священных деревьев Ирландии, часто называвшихся древо мира.

Тибетский сановник Гар, мудрый министр царя Сронцзан- гамбо, привозит царю китайскую принцессу, выполнив предва­рительно пять задач, которые были не под силу другим женихам. У народа мяо фигурирует пятицветная собака Паньгу.

Важное значение для понимания китайской эзотерики име­ют представления о пяти звездных дворцах: срединном, восточ­
ном, южном, западном и северном. Разрозненные первоначаль­но образы мифологии отдельных древнекитайских племен и пле­менных групп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных классификационных систем, среди кото­рых наибольшее значение имела пятеричная система — по пяти стихиям. Под ее влиянием четырехчленная модель мира превра­щается в пятичленную, соответствующую пяти ориентирам в пространстве (четыре стороны света + середина или центр), верховный небесный правитель осознается теперь уже как божество центра.

-4

В эпоху Чжоу в Древнем Ки­тае складывается культ Тянь (небо) как высшего начала, ру­ководящего всем, что происхо­дит на земле. Постепенно проис­ходит оформление представления о пяти мифических государях .

С распространением учения о пяти первоэлементах и соответ­ствующей пятеричной классифи­кационной системы появилось представление о драконах пяти цветов: хуанлун — желтые, цин- лун — зеленые, чилун — крас­

ные, байлун — белые и сюаньлун — черные. В преданиях фигу­рируют главным образом цинлун (символ востока) и хуанлун, связанный с землей и центром. Пятичленная конструкция ми­роздания известна также всем горным народам Лусона. Разроз­ненные первоначально образы преданий отдельных древнеки­тайских племен и племенных групп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософ­ских представлений и, в частности, различных классификаци­онных систем, среди которых наибольшее значение имела пяте­ричная система — по пяти стихиям. Под ее влиянием четырех­членная модель мира превращается в пятичленную, соответству­ющую пяти ориентирам в пространстве (четыре стороны света + середина или центр), верховный небесный правитель осозна­ется теперь уже как божество центра.

Пентагон, правильный пятиугольник в виде звезды симво­лизирует вечность, совершенство, вселенную. Это амулет здо­ровья, знак на дверях для того, чтобы отгонять ведьм; магичес­кое средство в заговорах и некоторых ритуалах; эмблема Тота, Кетцалькоатля, Меркурия, кельтского Гавайна; тотем амери­канских индейцев; символ пяти ран Иисуса Христа, использо­вавшийся греками как знак креста; знак благополучия, удачи у евреев, легендарный ключ Соломона; знак высокого положения в обществе у японцев. Пятибашенный храм Ангкор Ват, анало­гичный небесному, стал обиталищем кхмерского принца Прах Кет Меалеа. Для защиты от асуров второй буддийский небесный мир в сфере желании Траястринсу окружают также пять стен.

В космогонических сказаниях навахо за время сотворения народ побывал в пяти мирах: четырех темных и последнем — многоцветном.

Число 5 составляет союз нечетного, или мужского числа 3 и женского числа 2. Оно предполагает единство, указывает на гар­монию. Пять — это число жизни, рассматриваемое также и как число Великого Поиска. Как говорилось выше, число 3 симво­лизирует Высшее Совершенство, а число 5 — поиск, который в конечном итоге приводит к этому совершенству.

для медиации числа 5.
для медиации числа 5.