В этом блоге я буду рассказывать о разных случаях, которые я видел в жизни. А вы выбирайте, какое решение проблемы вам ближе. Сначала я буду задавать условия в которых что-то произошло, а потом говорить о решении и результате. Итак, начинаем.
Анекдоты из школьной жизни.
Трезвенник Пугачев.
Повесть Пушкина «Капитанская дочка» изучалась в нашем доисторическом детстве классе в шестом. Сейчас уже новая история и потому вместо не очень плохого текста Пушкина смотрят кино. Правда, тоже «Капитанскую дочку», Правда, пишут теперь «По мотивам повести А.С. Пушкина». Ну да хоть так. В пятом классе пришел к нам в школу новый учитель. Сразу после института Матвей Валентинович Регин. Я до сих пор не понимаю кто из нас кого боялся больше. Он нас или мы его. По-моему он нас. И потому он всегда утыкался в конспект, чтобы не сказать что-нибудь не то. Нет свое мнение у него было, но отступление от программы в советские времена считалось не грехом - преступлением. И вот Матвей Валентинович входит в класс, стоя делает перекличку и сообщает нам, что на следующем уроке сочинение на тему «Черты русского народа запечатленные А.С. Пушкиным в образе Пугачева». (Прошу прощения у моих читателей учителей русского языка и литературы, если я не точно процитировал тему. Но смысл был таков).
А на первой парте сидел у нас такой зануда-ботаник Мишка Смирнов. Родители у него были математики-теоретики и, видать потому, Мишка во всем привык докапываться до самого корня. Кончались его ответы обычно сорванным уроком. Опытные учителя это знали и потому в ответ на Мишкину поднятую руку хитро замечали: «А ты, Смирнов, в конце подведешь итоги». Матвей Валентинович этого еще не знал, и… Мишкина рука взметнулась вверх. «Отвечай, Смирнов» с напускной строгостью разрешил молодой выпускник педагогического института. Он был очень горд тем, что за несколько уроков возбудил в учениках такой интерес к литературе. Он не представлял себе, что такое Мишка.
«В образе Пугачева А.С. Пушкин отобразил такие черты русского народа как пьянство, нежелание работать, безжалостность, неуважение к людям».
«А доказать это можешь?, - спросил Регин.
«Конечно», - сказал Мишка. И по сценам разобрал всю повесть. Оказалось, что в повести нет ни одной сцены, где Пугачев трезв. Что история с заячьим тулупчиком не более как грабеж и что очень не красиво ведет себя Пугачев в крепости. «Пушкин,- закончил свою речь Мишка, - и сам крайне отрицательно относится к Пугачеву, видя в нем не представителя русского народа, а разбойника и бандита». Бедный Матвей Валентинович! Он может быть и поспорил с обнаглевшим мальчишкой, но тут прозвенел звонок. Матвей Валентинович поставил «заслуженную» двойку Мишки за урок и авансом в четверти. Мишка назвал себя страдальцем за правду и класс пошел на математику.
Прошло пять лет, и наступил день нашего последнего звонка. До начала выпускной дискотеки оставалось еще часа три. Мы с мишкой сидели за школой и курили мимо прошел Матвей Валентинович: «Я, конечно, понимаю, что вы уже не ученики нашей школы, но курить все равно не надо. Школа уходит, а здоровье остается с вами». - «С Вами не поспоришь»,- парировал Мишка. Матвей Валентинович ушел.
«Ты помнишь тот урок по Пугачеву?» - спросил я. – «Такое не забыть. Я не хотел сажать Валентиныча, но тема взбесила. У них народ это Пугачев, а куда они дели Петрушу Гринева, Савельича, Машеньку, коменданта крепости капитана Миронова, ее офицеров. Вот он народ. Верный присяге, любви, чести. А кто такой Пугачев? Бандюган, желающий сесть на трон и ножками поболтать. Потому я и взбеленился. Да и классу хотелось помочь: урок сорвать». Разговор намечался интересный, но подбежала Ленка (первая красотка класса): «Мальчики, за мной, надо сумочки поднести».
Дискотека прошла на «Ура!» утром поехали кататься по Москве и было почти по Евтушенко: «Пили гымзу под частик в томате
За любовь и за Братскую ГЭС
Кто-то был уже в чьей-то помаде,
Кто-то с кем-то куда-то исчез».
Но закончился выпускной, и мы побежали поступать в ВУЗы. Кто-то поступил, кто-то нет. Кто-то поступил, да потом перепоступил. Ну, в общем, жизнь.
Прошло десять лет. Я успел поступить в институт Стали и Лени, вылететь за академку, послужить год в армии, восстановиться, закончить, поступить во МГИК на курс Ю. Б. Щербакова, и учиться на первом курсе. Работал я тогда в Госснабе СССР. На вечера встречи выпускников не ходил и потому об одноклассниках ничего не знал. И вот однажды еду в автобусе, зубрю «Работу актера над собой» и вдруг сзади слышу: «Витя? Это Вы?» Оборачиваюсь и вижу Матвея Валентиновича. «Давненько я вас не видел. Как дела , где Вы, что Вы? Что читаете?» «Да Вы-то как, Матвей Валентинович?» «У меня для Вас сюрприз есть. Вот мой адрес. Когда ждать?» «Вам удобно будет если послезавтра?» « Договорились. Торт с вас».
Через день звоню в дверь Регина и дверь открывает…. Мишка. Смирнов? Оказывается да. «Ты как здесь?» «Потом поймешь». Проходим в комнату. На стол накрывает «первая красотка нашего класса Ленка». « Ленка, ты как здесь?» . «А это все Миша виноват», - произнес входя в комнату Матвей Валентинович, - « После того урока о Пугачеве я задумался: а почему Миша так крамольно думает и через своих однокурсников стал доставать самиздат. Булгакова, Белова, Довлатова. Начал читать и понял, что он прав. В нас был вбит как истина в последней инстанции старый анекдот. Мы говорим Ленин –подразумеваем партия, мы говорим партия – подразумеваем Ленин. И так всю жизнь говорим одно, подразумеваем другое, делаем третье. И мне захотелось, чтобы мои ученики научились читать то, что написано, видеть то, что увидено. После школы обзвонил всех. Вот те кто пришли. Вот уже два года мы собираемся у меня на литературные посиделки. Читаем, рассуждаем, думаем и вычитываем очень многое в том же Горьком, Островском.. Я давно хотел на наши посиделки пригласить и тебя. И вот получилось. Миша, я через наши посиделки многое понял. И прости меня за ту двойку».