Найти тему
МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА

Почему многие кавказцы приняли ислам?

Подавляющее большинство народов Северного Кавказа исповедую ислам (изображение взято из открытых источников)
Подавляющее большинство народов Северного Кавказа исповедую ислам (изображение взято из открытых источников)

Сегодня подавляющее большинство коренных народов Северного Кавказа исповедуют ислам. Но почему и когда ислам проник на территорию Северного Кавказа? Об этом вы узнаете в этой статье.

В России ислам находится на втором месте среди всех религий, которые исповедуют в нашей стране, с численность 14,5 миллионов человек он уступает лишь христианству. Из 10 субъектов Северного Кавказа ислам исповедуют в семи республиках: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня и Дагестан. Подавляющее большинство кавказцев относятся к суннитам.

Мечеть Сердце Чечни в Грозном - крупнейшая в Европе (изображение взято из открытых источников)
Мечеть Сердце Чечни в Грозном - крупнейшая в Европе (изображение взято из открытых источников)

До исламизации большинство жителей Северного Кавказа исповедовали язычество и христианство. Христианство исповедовали народы западной части Кавказа адыги, абхазы и осетины, которые заимствовали религию у Византии. Восточная часть Северного Кавказа была в основном языческой: анимализм, тотемизм и фетишизм. Но почему многие народы Северного Кавказа исповедуют ислам?

Народы Северного Кавказа приняли ислам по той причине, что географически были очень близко расположены к Арабскому Халифату, который стал возникать на рубеже 6-7 вв. Сам процесс исламизации Северного Кавказа шёл в двух направлениях: с востока и с запада.

карта Арабского Халифата в 7-8 вв (изображение взято из открытых источников)
карта Арабского Халифата в 7-8 вв (изображение взято из открытых источников)

Исламизация восточного Кавказа началась с 650 года, когда арабы-мусульмане напали на территорию современного Дагестана с южной стороны. Народы восточного Кавказа принимали ислам постепенно: в VII-X вв. - лезгины, табасараны, рутульцы, в 11-13 вв. - агулы и лакцы, к концу 14 в. мусульманами стали даргинцы и ногайцы, в 13-15 вв. - кумыки и аварцы, последними приняли ислам чеченцы и ингуши на рубеже 18-19 вв в период мюридистского движения возглавляемого имамом Шамилем.

При имаме Шамиле произошла полная исламизация Восточного Кавказа (изображение взято из открытых источников)
При имаме Шамиле произошла полная исламизация Восточного Кавказа (изображение взято из открытых источников)

В западную часть Кавказа ислам стал приникать в 14 веке в период нашествия Тамерлана (1336-1405 гг). Вторая волна ислама на Западный Кавказ пришлась в 15-16 веке, когда на Черноморье стало усиливаться влияние Турции. В XVI веке уже большая часть адыгов и некоторая часть осетин перешла в ислам. Правда граница ислама и христианства прошла в Кабарде, где одна часть народа проявляло симпатии к туркам ,в то время как другая к русским. Правда в западной части Кавказа процесс исламизации был прерван русскими, в период Кавказской войны (1817-1864 гг).

В Западной части Кавказа процесс исламизации был прерван из-за вхождения в состав Российской империи (изображение взято из открытых источников)
В Западной части Кавказа процесс исламизации был прерван из-за вхождения в состав Российской империи (изображение взято из открытых источников)

Вывод: народы Северного Кавказа приняли ислам в силу исторических и географических факторов. Так как Кавказа был близко расположен к Арабскому халифату, поэтому местно население стало быстро попадать под влияние арабских захватчиков. В 15 веке на влияние стали оказывать уже турки-мусульмане. Но Кавказская война прервала процесс исламизации Западного Кавказа, что отразилось на местном населении. Поэтому народы Дагестана, Чечни и Ингушетии сильнее исповедуют законы ислам, чем жители Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи.

Жители  восточного Кавказа более религиозные, чем народы западной части Северного Кавказа (изображение взято из открытых источников)
Жители восточного Кавказа более религиозные, чем народы западной части Северного Кавказа (изображение взято из открытых источников)

Список используемой литературы:

· Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 80 с. — ISBN 978-3-659-57965-3.

· Ислам в России: Взгляд из регионов / науч. ред. А. В. Малашенко. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 158 с. — ISBN 978–5–7567–0472–3.

· Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Т. Г. Туманян. — СПб., 2013. — 162 с. Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine

· Малашенко А. В. Русский национализм и ислам // Вестник Евразии. — 1996. — С. 94—108. — ISSN 1727-1770.

· Малашенко А. В. Ислам в России: религия и политика // Исламоведение. — 2010. — № 3. — С. 69—85.

Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА