Найти тему
Ольга Симак

Эсхатоло́гия науки

Итальянский философ Джорджо Агамбен пишет иногда статьи, которые публикуются в различных СМИ. Некоторые весьма любопытны. Например, вот эта от 18 ноября 2019 года под заголовком

"О конце света"

Тема конца света несколько раз появлялась в истории христианства и каждый раз появлялись пророки, которые завтрашний день объявляли последним. Странно, что сегодня эту эсхатологическую функцию, от которой отказалась Церковь, взяли на себя ученые, все чаще выступающие в роли пророков. Они проповедуют и описывают с абсолютной уверенностью климатические катастрофы, которые положат конец жизни на Земле. Странно, но не удивительно, учитывая, что в современном мире наука заменила веру и собственно взяла на себя религиозную функцию. Наука на самом деле, во всех смыслах этого слова является религией нашего времени. Это то, во что верят люди (или, по крайней мере, верят, что верят).

Как и в любой религии, так и в научной вере невозможно обойтись без эсхатологии. Этот инструмент, удерживая верующих в страхе, укрепляет их веру и в то же время обеспечивает господство священников. Такие явления, как Грета в этом смысле симптоматичны: Грета слепо верит в то, что предсказывают ученые, и ждет конца света в 2030 году точно так же, как тысячелетние в средние века верили в Мессию и Суд Божий. Не менее симптоматична и фигура изобретателя Геи, ученого, сконцентрировавшего свои апокалипсические прогнозы на одном факторе - процентном содержании CO2 в атмосфере, который с удивительной откровенностью заявляет, что спасение человечества - в ядерной энергии. То, что в обоих случаях используются религиозные и не научные понятия, очевидно из использования слова "спасение", взятого из христианской философии.

Это явление тем более тревожно, что наука никогда не включала эсхатологию в число своих задач, и вполне возможно, что принятие на себя новой пророческой роли выдает осознание своей неоспоримой ответственности за предсказанные ею катастрофы. Естественно, как и любая религия, религия наука имеет своих неверующих и своих противников, то есть последователей другой великой религии современности - религии денег. Но обе религии, явно различные, втайне солидарны. Ибо именно все более тесный союз между наукой, технологиями и капиталом создал катастрофическую ситуацию, о которой сегодня заявляют ученые.

Все эти соображения не направлены на оценку реальности проблемы загрязнения окружающей среды и вредных трансформаций, произведенных промышленными революциями в духовной и материальной жизни. Напротив, предостерегая от путаницы между религией и научной истиной и между пророчеством и ясностью, речь идет о том, чтоб не позволить диктовать заинтересованным сторонам свои соображения и решения, которые в конечном счете могут быть только политическими.