Сейчас дочитываю книгу "Эмоциональный интеллект" Дэниела Гоулмана. И, наконец, нашла научное объяснение своим убеждениям о том, что коэффициент интеллекта (IQ) не влияет на успешность в жизни.
Я из тех людей, кто не учился на одни пятерки. Еле вытянула на порог экзамена по математике, никогда не штудировала лекции в университете. К экзаменам и сессиям готовилась в последнюю минуту. И, хоть, я не могу назвать себя успешной богатой и живущей лухари лайф, живу я довольно неплохо для не отличника с тройками в аттестатах.
При этом, я знаю людей, которые учились на тройки и владеют успешным бизнесом, строят небоскребы и прочее. И отличников-эрудитов, прозябающих на низкооплачиваемой работе без возможности значительного карьерного роста. И здесь не идет речь о "каждому свое". Речь о том, как мы свои способности сами же в себе подавляем от незнания.
Когда я начала осознавать, что мои оценки в школе и университете не определяют мою дальнейшую судьбу жить стало проще. Сначала, было недоверие, непонимание, а затем радость за себя и за других людей. А после прочтения книги и экспериментов, в ней описываемых, я окончательно убедилась в этом.
Так в чем же, собственно, дело?
Люди обладают не только рациональным умом, но и эмоциональным. Эмоциональный интеллект - умение человека распознавать эмоции, намерения, и желания свои и других людей, а также способность к управлению ими.
Люди - социальные животные. Недостаточно просто выучиться на отлично. Мы так или иначе взаимодействуем с другими индивидуумами и весь наш жизненный путь пронизан социальными связями. И, даже если мы, не работаем в компании с крупным коллективом, а фрилансим в своей квартире "в одного", умение понимать свои эмоции и отслеживать поведенческие паттерны откроет нам дорогу к гармонии с самим собой и миром вокруг (людьми).
Большинство из нас этому не учили. Ни в школе, ни в семьях. Но, благо, психология стала прочно входить в нашу жизнь и сейчас есть куча книг для детей и подростков, не говоря уже о взрослых, о необходимости саморефлексии.
Я не буду пересказывать книгу и приводить практические приемы по развитию эмоционального интеллекта (звоночек! его можно и нужно развить, да-да).
Просто советую всем людям ее прочитать.
И, в следующий раз, когда будете расстраиваться из-за оценок, аттестатов, наказывать детей за плохие оценки, сравнивать себя с отличниками или считать себя недостаточно осведомленным о русско-японской войне/сфере применения синхрофазатрона/гидролизе и так далее - помните, что "репертуар человеческих способностей выходит за рамки "трех китов" - чтение, письмо и арифметика".