В чем причина большой корректировки по отоплению?
В начале года, в первую декаду, мы все получаем квиточки по отоплению с корректировкой. О том, что это за перерасчет по фактическому потреблению, мы разобрали в предыдущей статье. А теперь хотелось бы разобраться о причинах слишком больших значений корректировки. Все приведенные ниже случаи собраны из нашей рабочей практики в сфере учета энергоресурсов. Напоминаем, что мы занимаемся сбором и анализом данных с общедомовых тепловычислителей.
Самые частые причины больших корректировок в квитанции:
1. Ошибка в расчетах ресурсоснабжающей организации (РСО).
Как говорится «Не ошибается тот – кто не работает». От ошибок никто не застрахован и бывает так, что происходит ошибка в расчетах. Причем не важно, происходит обработка данных автоматически или вручную. В больших городах расчеты производятся уже давно с помощью программ автоматически, но вспомните, как вы что-то делаете в какой-то программе или приложении на телефоне и вдруг у вас все зависло или еще какой-то глюк, так вот у РСО тоже так бывает.
Ведь одной программе нужно за короткое время обработать большой объем данных. Для обработки вручную обычно используют возможности Excel таблиц. Это вовсе отдельная тема для разговора. Кто имел опыт работы с формулами в данной программе знает, как опасно не поставить доллар где надо или протянуть формулу коряво.
2. Ошибки при передаче показаний в ресурсоснабжающую организацию.
Пока мало у кого есть индивидуальные квартирные счетчики на тепло в наше время. Поэтому большинство за отопление платит по общедомовому прибору. Показания с них собирает тот, кто несет ответственность за учет в доме. Для таких целей некоторые домоуправляющие организации обращаются к нашей фирме – это одна из услуг входящих в перечень работ по техническому обслуживанию узла учета и индивидуального теплового пункта. На нашем сервере настроен постоянный сбор данных с тепловычислителей, а в конце месяца происходит отправка отчетов о потребленной тепловой энергии, как в ресурсную организацию, так и заказчику.
В таком случае исключен человеческий фактор, что минимизирует возникновение ошибок. Если домоуправляющая организация самостоятельно снимает показания с общедомовых вычислителей, то это происходит чаще всего вручную.
Приборы учета тепловой энергии сложнее по своему интерфейсу, да и параметров для передачи в РСО здесь больше и прописать их надо посуточно. Поэтому при выписывании, при перепечатывании часто возникают ошибки, где-то ноль лишний, где-то цифру не ту написал и вот вам не тот итог за месяц. А еще бывает до сих пор так, что перепишут на листочек и в РСО факсом отправят, да-да! А там работники сидят и разбирают подчерк, тут ошибка может произойти с обеих сторон.
3. Не правильное программирование тепловычислителя (настройка НС) после ремонта или поверки.
Вот есть у нас правила учета тепловой энергии, где ясно и понятно прописано, что есть период расчета по средним значениям, а по его истечении уже по нормативу, в некоторых случаях с применением повышающих коэффициентов. Так вот возникает вопрос к проектировщикам узлов учета и тем, кто согласовывает их проекты.
Зачем при возникновении некоторых нештатных ситуаций вы прописываете в реакции тепловычислителя на нее «ПОДСТАНОВКА ДОГОВОРНЫХ ЗНАЧЕНИЙ»? Это же противоречит правилам расчета. Было много случаев когда такие показания уходили в расчет, особенно если нештатная ситуация появлялась на несколько часов, а не все полные сутки. Нашим сотрудникам, такие ситуации сразу видны, в силу того, что мы имеем опыт по пусконаладке вычислителей и знаем все эти тонкости. Но люди без таких знаний в сфере учета не всегда могут сориентироваться в таблице данных.
А бывает, что и нештатки то по факту нет, так как она настроена не правильно. Например погрешность допустима до 4%, а в приборе стоит до 2%(или какое-нибудь другое значение по умолчанию с завода производителя). И по факту погрешность не превышена, но вычислитель считает, что превышена. А реакция стоит «Подстановка договорных значений». Если такая ситуация произойдет полные сутки, то ее можно заметить не подготовленному человеку, но если несколько часов, то она затеряется в усредненных показаниях за сутки. Ситуаций много разных, а их исход зависит от грамотности ответственного за учет. Очень часто база программирования тепловычислителя просто скопирована из шаблона. Никто не вникает в это, не разбирается более детально и конкретно под ситуации.
4. Не правильные монтаж и пусконаладка приборов учета после ремонта или поверки.
Неправильный монтаж приборов учета может привести к завышенной погрешности измерений. Поэтому такие вещи нужно доверить профессионалам (например, нам) или выполнять четко в соответствии с руководством по эксплуатации (что делается редко). Как влияет погрешность на оплату, мы писали тут.
Пусконаладка вычислителя – это подключение всех приборов к вычислителю и его программирование для расчета данных. Эту работу точно нужно оставить для профессионалов.
Все датчики передают вычислителю не показания в цифрах, а импульсы, токи, сопротивление. Вычислитель должен правильно переводить эти данные в цифры, а зависит это от того какие в него введены параметры для перевода.
Например, 1л воды – это 4 импульса, а вбили 2 импульса в вычислитель. Вот вам и 2 литра вместо 1. При приемке конечно сотрудник РСО такие вещи проверяет, но всякое бывает. Это лишь один пример.
5. Погрешность измерений.
Например, один год у вас преобладала отрицательная разница между данными с подающего и обратного трубопровода, а в следующем году положительная. Все конечно в пределах погрешности. Но итоги в этих годах могут получиться с большой разницей, она и будет корректировкой.
6. Большая разница среднесуточной температуры в сравниваемых годах.
Помните, корректировка - это сравнение между тем, сколько вы платили и сколько должны были платить по факту. Например, в 2020 г. смотрели для корректировки фактическое потребление за 2019 год, а платили мы по показаниям за 2018 г. Бывает, что зима аномально теплая или аномально холодная, вот такие перепады и могут влиять на разницу между потреблением тепла. Но сравнивать нужно не отопительные периоды, а отопительные месяцы в каждом году.
Вот летопись среднемесячных и среднегодовых температур в Нижнем Новгороде начиная аж с 1835 г.
Все эти факторы влияют на разницу итогов между двумя годами.
Одну из причин большой корректировки мы подробно описали в конце статьи «Корректировка по отоплению или перерасчет платы по фактическому потреблению». Это реальный случай из нашей практики «Как радость вечно минусовой корректировки, обернулась проблемами в будущем».
Какие причины большой корректировки встречались у вас?
Как вы решили эту проблему?
Расскажите об этом в комментариях. Давайте делиться такой информацией друг с другом.
Как говорится, предупреждён – значит вооружён!
Если статья была вам полезна и интересна, то поставьте, пожалуйста, «Нравится». Ваши положительные отзывы приятны нам и заставляют больше делиться с вами полезной информацией.
Большое спасибо за внимание!