Найти в Дзене
Образование в Москве

Потеряют ли учителя работу, а ученики школу?

Оглавление

Споры вокруг введения массового дистанционного обучения достигли точки кипения. Пандемия COVID-19 оказалась катализатором процесса цифровизации образования, который задумывался гораздо ранее. Что принесет это России?

Герман Греф и Никита Михалков
Герман Греф и Никита Михалков

Цифровая революция или крах системы образования?

Еще в 2017 году Консалтинговая компания McKinsey включила Россию в пятерку стран с лучшими темпами цифровизации. По данным McKinsey, с 2011 по 2015 год объем цифровой экономики в нашей стране увеличился на 59% (это в 8,5 раза быстрее, чем рост в других отраслях). А к 2025 году ее доля в ВВП может утроиться и достичь 10 трлн рублей.

Отказ от офисов

Чтобы понять, как работает цифровая экономика, можно привести всего один пример. Внедрение электронного полиса ОСАГО привело к закрытию тысяч офисов страховых компаний по всей стране, что дало большую экономическую выгоду этим компаниям, т.к. исключила затраты на содержание офисов. Каждый второй полис автолюбители теперь покупают удаленно. В этом году их число может составить - 30 млн штук! Это лишь один из многих примеров преимущества применения цифровых технологий для экономики государства.

Какие преимущества дает цифровизация в сфере образования и дает ли вообще?

Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. No 2032, и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No1632-р3.

До этого был принят еще ряд документов, направляющих общую стратегию развития страны в сторону всестороннего развития цифрового компонента. Это напрямую затронуло и сферу образования. Случившаяся пандемия коронавируса значительно ускорила эти процессы.

COVID-19 - подходящее время для экспериментов в образовании

Начавшаяся в середине марта попытка дистанционного обучения оказалась неудачной. Масса сложных моментов, несостыковок, недостаток компетенций у школ и учителей по проведению удаленных занятий, технологическая отсталость большинства российских регионов - все это крайне негативно повлияло на результаты. Но, как говорится в пословице, "лиха беда начало ...". Была проведена первая масштабная попытка перевода учебного процесса на цифровые рельсы.

«Не надо бояться никаких экспериментов. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы проводить эксперименты в области администрирования образования» - об этом всем сказал замминистра Рособрнадзора Борис Чернышов.

- Первые неудачи в дистанционном обучении не должны останавливать Минпросвещения для продолжения совершенствования этого направления.

Минпросвещения видит причины этих неудач и предпринимает активные действия для их устранения. На это лето у него большие планы по подготовке школ к возможному началу нового учебного года в дистанционном режиме.

✅Консерваторы и реформаторы

Отношение к образовательным реформам у многих в нашей стране, как к больному ребенку - очень бережное и осторожное. Главный принцип - не навреди! Но не все так осторожны...

Наша страна оказалась поделена на два лагеря - сторонников и противников ускоренного внедрения цифрового образования (дистанционного, онлайн и др.). Условно назовем их консерваторами и реформаторами.

Лагерь реформаторов представляет наиболее заметная фигура - бывший министр экономического развития и торговли России, а ныне президент и председатель правления крупнейшего банка - Сбербанка России - Герман Греф. Оппонирует ему тоже известная личность - актер и режиссер Никита Михалков.

●Сторонники цифрового реформирования системы образования

Если обратиться к доводам сторонников реформирования, то, на первый взгляд, они вполне логичны.

Прогресс не стоит на месте, развивается коммуникационный и информационный сервис. Революционные возможности предоставляет интернет - коммуникативная среда будущего. Уже сейчас современные технологии позволяют в корне изменить существовавшие ранее принципы работы и учебы практически по всем направлениям.

Именно по такому пути идет весь мир, в то время как Россия использует технологии прошлого века - считает Герман Греф и его сторонники.

Если взять нашу систему образования, то здесь, вообще, полный застой. Не для кого не секрет, что на протяжении последнего десятилетия образование и наука испытывают жесточайший кризис. Некогда передовые достижения СССР давно позади, а новых «прорывов» нет и не предвидится. Среднее школьное и вузовское образование находятся в глубоком кризисе, следствием которого явилось сильное отставание в технологическом и научном плане от развитых стран.

Особенно сильный контраст заметен на фоне Китая. Двадцать лет назад он являлся отсталой в экономическом и технологическом плане страной, а сейчас занимает второе место в мире по степени экономического развития. Его школьники считаются самими умными в мире.

Сторонники реформирования образования считают, что настала пора решительно пересмотреть взгляды на образование, начиная с детского сада и заканчивая вузами.

Современные образовательные учреждения должны выполнять миссию «открытия» цифрового мира для детей. Уже в детском саду дети должны полноценно знакомиться с разными гаджетами, знать, что такое интернет и современные коммуникации, уметь ими пользоваться. К приходу в школу они должны быть готовы использовать все преимущества современной цифровой цивилизации.

Школа - один из главных образовательных институтов, от которого зависит, что будет представлять из себя человек после ее окончания. Будет ли это продвинутый в современных технологиях, способный к восприятию всего прогрессивного и нового, стремящийся к продолжению образования человек или наоборот, полуграмотный, получивший аттестат или диплом для «корочки».

Применение передовых цифровых технологий в школьном образовательном процессе - непременное условие получения качественного образования и формирования из школьника современного и успешного человека.

К таким технологиям можно отнести все, которые способствуют максимальной ассимиляции школьника в общемировое цифровое пространство, в том числе и получение знаний посредством дистанционного образования.

При таком варианте традиционная школа уже не будет занимать такое важное место в цепи образования. Более того, все старые методы преподавания, которые не менялись на протяжении столетий, должны быть решительно изменены на современные, в соответствии с научно-техническим прогрессом.

Потребуются и новые кадры учительско-преподавательского состава, способные работать в таких условиях. Их должны готовить современные, адаптированные под цифровую среду вузы.

Именно в таком направлении движется весь цивилизованный мир. Тот, кто этого не видит, рискует навсегда остаться в прошлом, двадцатом веке.

●Аргументы противников «цифровизации» общества.

Сразу надо оговориться, что таких на данный момент большинство. Группу противников  условно возглавляет известная в России личность, кинорежиссер и актер - Никита Михалков. В последнее время, активно включившись в антипрививочную и антидистанционную кампанию, он возглавил большую группу «консерваторов», которая отстаивает «базовые ценности человека». Выступает решительно против «цифровизации» образования и отвергает необходимость обязательных прививок.

Как считают "консерваторы" целый ряд решений последнего времени направлен на формализацию и упрощение (в негативном смысле) нашей образовательной системы.

А именно:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - который разрушил единое образовательное пространство. Если раньше требования к качеству и содержанию образованию были чётко прописаны и обеспечивали высокий общий уровень знаний и грамотности для каждого учащегося страны, то теперь это было исключено.
  • ЕГЭ - выхолостил смысловую часть образования и формализовал весь процесс обучения, превратив его в профанацию, натаскивание на примитивные безграмотные тесты.
  • Присоединение к Болонскому процессу, в результате чего началась трансформация высшей школы за счет качества под потребности глобального рынка труда.
  • Коммерциализация сферы образования, которую превращают в рынок образовательных услуг.
  • Перевод образования на цифровые платформы (дистанционное, онлайн образование) - окончательно разрушит единую систему образования, формировавшуюся десятилетиями. Уничтожит научную школу и профессорско-преподавательский состав.

Основная мысль стратегии развития цифрового образования - "убить школу и учителей". Так считает Никита Михалков. Возможное начало 1 сентября нового (2020/2021) учебного года в дистанционном режиме - еще один шаг в этом направлении.
Он обращает внимание, что по замыслу авторов цифровизации образования к 2025 году должен исчезнуть
диплом об образовании и авторский учебник, а ещё через 20 лет предполагается "убить" общеобразовательные школы, тексты (книги и статьи) как "доминирующую форму знаниевой коммуникации". Учитель должен будет исчезнуть ещё раньше, его заменит "искусственный интеллект в роли наставника".

✅Цифровая утопия?

То, о чем говорила группа Германа Грефа по поводу неизбежной цифровизации образования и кардинального реформирования старой системы - заслуживает безусловного внимания. Однако здесь не учитывается один важный фактор, который может наложить существенные ограничения на столь радужную картину.
Дело в том, что предлагаемые варианты образования очень далеки от стандартов технического развития современной России, ее возможностей. Все рассуждения группы Грефа
основываются на технологически развитом обществе, затраты на которое может себе позволить государство.

К сожалению, российские реалии, в которых уровень доступа к цифровым технологиям может существенно отличаться от региона к региону (когда многие дети не имеют не то что доступ к широкополосному интернету, но и личного компьютера), ставят идеи Грефа в разряд «красивой, но несбыточной на данный момент сказки».

Первые попытки организовать дистанционное обучение, спровоцированные пандемией коронавируса, показали всю глубину проблемы. И проявилась она на всех уровнях, начиная от неспособности школ правильно организовать дистанционное образование, до элементарного отсутствия интернета во многих местах нашей огромной страны, т.е. нашей технологической отсталости.

Большую проблему представляет из себя бедность населения, когда максимум, чем могут родители обеспечить своего ребенка, то это только телефон, посредством которого дети и пытались наладить свое «дистанционное образование»!

В таких условиях реальной жизни ни о каком «цифровом рывке» не может быть и речи.

Ко всему этому надо добавить, что слом старой, классической системы образования требует больших финансовых затрат со стороны государства и тщательно продуманной стратегии реформирования, основанной на точных расчетах.

Всего этого пока нет, а вот попытки начать плохо подготовленный переход «в цифровую эпоху» может закончиться не рывком к прогрессу, а полным развалом нашего образования, массовыми увольнениями учителей и социальной напряженностью в обществе!

***

Читайте также:

"Дистанция" все ближе. К 1 сентября 2020 г. школы будут готовы к дистанционному обучению.
Дистанционное обучение в школах с 1 сентября 2020 года! Готовность №1
1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.
Законодательное закрепление статуса дистанционного образования
Уникальный дистанционный эксперимент в масштабах всей страны.
Учителя скоро не потребуются. Страна готовится к переходу на дистанционное образование!