К началу шестидесятых в фильмографии Ролана Быкова было уже несколько заметных ролей, и не только комических. Но самому Быкову было тесно в актёрских рамках, поэтому он всерьёз задумался о возможности снять собственное кино. Но руководство киностудии «Мосфильм» эту идею восприняло без энтузиазма, поскольку режиссёрского образования у Ролана Антоновича не было. К тому же с 1959 года директором студии стал Владимир Николаевич Сурин, который, как и любой киноначальник, был заинтересован в качественных и популярных лентах и сомневался, что неопытный режиссёр может сделать действительно хороший фильм.
Тогда Быков, которому было не занимать напористости, пошёл на хитрость.
Он раздобыл телефон Михаила Ромма, легендарного советского режиссёра и буквально атаковал его. Ромм, хоть и не был до того знаком с Быковым, заразился энергичностью Ролана, и попросил за него на киностудии. В итоге Быкову вручили сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида про трудного подростка, которого решили перевоспитать молодые рабочие. Так началась история комедии «Семь нянек».
Ролан Быков задумал создать фильм-шлягер, который покажет коллегам, что он может быть режиссёром, поэтому к съёмкам относился ответственно. Довольно быстро утвердили актёров на роли членов бригады часового завода, которые и решили взять на перевоспитание юного хулигана. Это были начинающие Татьяна Надеждина, Наталья Батырева, Татьяна Карева, Валентина Григорьева, Валентин Буров. Но были в киношной бригаде и две звезды: Микаэла Дроздовская, которая прославилась ещё в 1958 году после мелодрамы «Добровольцы», и Владимир Ивашов, герой «Баллады о солдате» (1959) и настоящий любимец зрителей.
А вот того самого парнишку, которого бригада должна была взять на поруки, искали невероятно долго. На роль претендовали Валерий Рыжаков и Никита Михалков, Быков даже попробовался сам, но это было всё не то. Тогда
Владимир Сурин настойчиво предложил 15-летнего Семёна Морозова.
Семён уже снялся в фильме «На графских развалинах» в 1959 году, потом ещё пару раз мелькнул на экране, так что у него был съёмочный опыт. Это могло бы облегчить работу над фильмом, но в реальности превратилось в колоссальную проблему.
Поскольку Быкову буквально навязали актёра, у него сразу возникла к Морозову неприязнь. Морозов же, считающий себя в свои 15 уже состоявшимся артистом, был уверен, что он всё знает и без режиссёра.
Конечно, это породило массу конфликтов. Подливал масла в огонь и оператор Павел Сатуновский, которому Семён тоже не нравился. Сатуновский регулярно жаловался Быкову на Семёна, что тоже не способствовало спокойствию на площадке.
Недомолвки, сплетни, перепалки вкупе со страстностью, с которой Быков вкладывался в съёмки, в конце концов привели к открытому противостоянию.
Как-то придя на студию, Морозов увидел письмо к руководству «Мосфильма», в котором режиссёр просил снять его с роли.
Директор студии просьбу отклонил, но для самого Морозова такое отношение коллег стало ударом. Он был уже на грани нервного срыва и играл из рук вон плохо. В один из дней он так разозлил Быкова, что тот вывел его и устроил настоящею выволочку с оскорблениями. В ответ юный артист, находившийся на взводе, сильно оттолкнул режиссёра так, что тот упал. Это было неудивительно:
Ролан Быков мощным телосложением не отличался, а Семён Морозов давно занимался боксом.
Но самое поразительно, что именно в этот момент режиссёр увидел в актёре ту самую, так нужную эпизоду эмоцию и вернул его на площадку. После этой малоприятной истории работа пошла как по маслу.
А ещё по желанию режиссёра в картину попали съёмки Москвы. Быков обожал город и попросил оператора снять эффектные планы. Причём в «Семи няньках» показали не очаровательные особнячки в центре, которые потом стали часто попадать в советские фильмы, а новые районы, символизирующие новую жизнь, в частности, разраставшиеся тогда и считавшиеся самыми красивыми Ленинский и Кутузовский проспекты.
Съёмки завершились довольно быстро. Тогда картины снимали по году-полтора, но «Семь нянек» создавали только в Москве, в павильонах «Мосфильма» и на улицах.
Группа не выезжала в экспедиции, так что уже через несколько месяцев черновой материал был готов.
А когда комедия вышла, зрители тут же пошли в кинотеатры. Несмотря на то, что поначалу работа не складывалась, фильм в итоге получился замечательным. Режиссёрский талант Ролана Быкова признали, хотя ему не раз потом пришлось его подтверждать, а Семён Морозов стал одной из главных молодых кинозвёзд страны. После он окончил актёрский факультет ВГИКа, а в конце семидесятых и режиссёрский факультет.
По иронии судьбы, уже став взрослым и опытным режиссёром, Семён Морозов столкнулся с тем самым юношеским максимализмом маленьких артистов, которым сам страдал, будучи подростком.
Морозов много лет снимал «Ералаш» и, работая с юными исполнителями, не раз вспоминал себя и Ролана Быкова. Кстати, к последнему он до сих пор относится с уважением и говорит о нём с благодарностью.
Добавлю в финале, что среди самых любимых мною эпизодов в «Семи няньках» - это одновременный потоп и пожар, устроенный Афанасием в гостях у родителей Майи. А ваш?
А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!» . Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296