Государство Орхана Гази - национальность равна вероисповеданию. Организация армии Орхана.
Говоря о нации и национальности в наше время мы вкладываем в это понятие этнический и политический смысл. Дело в том, что к 21 веку границы народов устоялись, а понятие этническая принадлежность оказалась жёстко привязанной к определённой территории, кровному происхождению и единому стереотипу поведения. В ранее средневековье всё было не так. В то время границы между народами рушились, огромные массы населения перемещались из страны в страну, процветала работорговля, найм воинской элиты одного народа на службу другому народу в этих условиях религиозная принадлежность стала означать принадлежность национальную. При этом принадлежность к "титульной" нации означало принадлежность к "титульной" религии. Такое положение сохранялось например в Российской империи вплоть до её развала. Точно также и в новом государстве построенном османами, принадлежность к исламу означало принадлежность к нации осман. При всей веротерпимости христиане не могли владеть землей, а земельные участки были отданы и распределены между мусульманами обязанными султану военной службой. Христиане были освобождены от военной службы и, следовательно, не имели возможности извлекать выгоду из подобных прав на землю. Вместо этого они платили налог с каждой головы на поддержку армии. В сельских районах это обстоятельство отводило им статус подчиненных по отношению к обладавшим землей мусульманам. Поэтому христиане стремились жить и работать в городах и поселках, где такого рода ущемления в гражданских и экономических правах уравновешивались экономическими преимуществами. Но стоило только христианину стать мусульманином, он получал статус "османлы" имел возможность получить землю, поступить на военную службу и продвигаться вверх по ступеням государственной службы.
В отличие от европейских феодов, земельные наделы выделяемые воинам не были наследственными ибо считалось что, вся земля завоеванная османами является собственностью султана. Это давало султану возможность карать провинившихся и щедро одаривать верных ему людей, в то же время не создавая базу для феодальной раздробленности государства. Вскоре Орхан Гази понял что ему нужна регулярная армия. Орхан, следуя совету, исходившему от его брата Алаеддина, организовал регулярную армию под своим командованием, профессиональную военную силу, первую в своём роде, в раннем средневековье, подобной которой в Европе не могли создать на протяжении последующих двух веков. Его отец набирал воинов, пуская всадника с красным флагом по деревням, который кричал "кто хочет воевать!"и за ним тут же устремлялись толпы вооружённых всадников, которые по отзывам современников неслись на врага , "как стена". Орхан изменил эту древнюю систему, Орхан, набирая своих воинов среди обладателей военных наделов, преобразовал это войско в авангард кавалеристов-разведчиков, роль которых заключалась в том, чтобы изучить местность перед намечаемой атакой. В поддержку им давались проводники, так называемые чавуши. Это иррегулярная конница рассыпалась завесой для развёртывания регулярной кавалерии - сипахов.
Орхан набирал также нерегулярную пехоту, именовавшуюся азабы – войско, которое можно было не щадить и место которого было на линии атаки, а задача – вызвать на себя первый залп противника. Как только противнику удавалось смять и рассеять азабов, они натыкались на регулярную и хорошо вооружённую пехоту.
Солдаты, которые получали жалованье и назывались оджаками капы кулу, были вооруженной силой, хорошо обученной приемам совместного ведения боя под началом командиров, которых они знали и уважали. В отличие от преобладавших в то время наемников они были едины в своей преданности султану, в фанатичности своей Веры и в твёрдости духа основанной на уверенности в правоте своего дела. Путешественник Бертран де Ла Брокьер так отзывался об османских войсках: «Они могут внезапно трогаться с места, и сотня солдат-христиан произведет больше шума, чем десять тысяч османов. При первых ударах барабана они немедленно начинают маршировать, никогда не сбиваясь с шага, никогда не останавливаясь, пока не последует приказа. Легко вооруженные, они способны за одну ночь проделать путь, на который у их христианских соперников уйдет три дня».
Эта армия обладала прекрасной разведкой. Она доносила со всех сторон сведения о противнике, о его городах, богатствах, внутренних трениях и противоречиях. Несмотря на то что, тюрки ассимилировали множество народов, и сильно изменились со времён Эртугрула и Османа, как внутренне так и внешне, они унаследовали от огузов - кочевников ген экспансии, который толкал их к расширению своих владений. Вскоре их разведчики стали появляться в городах Южной Европы и на Балканах, готовя османскую экспансию в Европу.