Традиционной проблемой для розницы всегда считалась текучесть персонала. Традиционно считалось, также, что линейного.
И в самом деле: в магазине низкие продажи? Продавцов нет (некому выставлять товар, некому сидеть за кассой, некому снимать просроченный товар, да так, что обжегшиеся на просроченном молоке покупатели бегут дуть на воду в другой, соседний магазин, благо расположен очень недалеко). Высокие потери? Продавцов нет (некому следить за сохранностью товара, некому следить за истечением сроков годности и т.д.).
И настолько эта проблема у всех на устах - дескать самое главное линейный персонал, которого никогда нет, что рождается устойчивый стереотип, что линейный персонал, да-да, те люди, на которых держится вообще вся розница, является расходным материалом, эдаким "пушечным мясом", образно говоря.
Но нет.
На самом деле даже и не директора точек являются пушечным мясом.
А кто же тогда?-спросите. Тут, конечно, ошибиться уже сложно. Правильно: различные территориальные, региональные менеджеры, директора группы магазинов, супервайзеры, да хоть как назвать.
Нет, само собой разумеется, эти должности предполагают собой развитие, определенный статус социальный и профессиональный, но по сути - расходный материал. Да, очень много минуют эту ступень, если есть куда развиваться по структуре предприятия, но гораздо большее количество менеджмента кладет свою профессиональную голову выгорая. Не верите? Посмотрите на частоту обновления, скажем в рамках региона, вакансий, упомянутых мной выше. Да, зарплаты хороши, да, круг обязанностей везде одинаков, но частота обновления объявлений говорит сама за себя.
Само собой, возражений масса, типа таких: а как же большинство успешных топ-менеджеров начавших с себя и так далее и тому подобное? Вкратце можно посмотреть на мой пост про ошибку выжившего.
А если подробнее то вот основной аргумент: территориальный менеджер отвечает за действия своих подопечных - самостоятельных единиц, разбросанных географически. Взрослых людей со своими амбициями, мировоззрением и разной степенью ответственности. В голову залезть им нельзя, можно только постоянно контролировать, контролировать, контролировать. И вероятность "залета" тем больше, чем больше единиц в подчинении. И чем бестолковее (или вреднее) достаются подопечные, тем тоже вероятность залета больше. Сформирует свою команду территориал-хорошо (читай-разгонит саботажников), не сформирует - объявление о вакансии в очередной раз обновится.
Итогом можно сказать, что подобная работа монотонна, нервна, нестабильна и точно стоит уровня зарплат, заявляемых работодателем. Но абсолютно точно такие должности не подразумевают длительного на них пребывания. Относясь к выполнению своих обязанностей ответственно, любой территориальный руководитель выгорает за год-два.
А самое интересное, что при приеме на такие должности, работодатель искренне полагает, что территориальный менеджер будет работать долго и упорно, и обязательно вырастет карьерно в случае успешных показателей. И сам соискатель тоже в это верит. Правда, только первые 2-3 месяца. А потом три сценария развития:
- Поняв что жесть, ищет способы имитации бурной деятельности и филонит
- Ищет новую работу
- Упорно работает, пока не выгорит
Мое мнение таково, что подобные должности должны предлагаться соискателям на контрактной временной основе. Подписывается договор на год, не более. Все хорошо с обеих сторон-продлеваем или растем. Не понравилось-на обоюдной основе расставание.
Только так. В любом другом случае завышенные ожидания как работника, так и работодателя причиняют взаимную боль и стресс.