В Законе говорится:
«Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность».
Единый регистр будет содержать основные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН) и дополнительные (семейное положение, родственные связи) сведения о физическом лице.
В Реестр войдут граждане РФ и иностранцы, проживающие и (или) работающие в России.
Конечно, нам указывают на плюсы Единого федерального регистра населения, обращая наше внимание на сокращение времени по осуществлению россиянам адресной материальной и социальной помощи без предоставления ими каких-либо подтверждающих документов (что является актуальным при ситуации с COVID-19 в России).
Но учитывая, что за основу при создании нового закона был взят Указ Президента РФ №13 от 2016 об усилении платёжной дисциплины и единственным оператор базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС), то напрашивается вывод, что закон нужен для качественного контроля и взыскания большего количества денег с населения.
Кроме сотрудников ФНС, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян. Налоговая служба будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. Являясь единым оператором реестра, налоговая служба имеет возможность привязать к каждой записи о каждом гражданине сведения о банковских счетах. Сделать это не сложно, все исходные данные для этого у неё есть.
В связи с чем, усматривается полный контроль государством над доходами населения РФ.
Новой базы не будет в открытом доступе. Сведения из регистра могут предоставляться налоговой службой по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении, через портал госуслуг (при условии прохождения идентификации).
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Игоревич Шадаев поясняет: «Все, что поименовано по позициям в этом регистре, стопроцентно содержится даже не в одной, а в нескольких информационных системах. Люди боятся, что любая концентрация персональных данных в одном месте создаст дополнительные риски утечки эти персональных данных, но они ошибаются".
Однако, ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта Игорь Станиславович Ашманов в ходе рассмотрения закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» предлагал: «Установить релевантного оператора, а именно передавать контроль спецслужбам, а не гражданскому ведомству, озабоченному собираемостью налогов».
Руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Евгеньевич Фишман указывал, на то что: «сбор данных создает определенные риски злоупотребления».
Конечно, единый реестр сведений о населении будет способствовать стратегическому, экономическому и социальному планированию в РФ, но защита самого механизма обращения к информации базы станет более важным вопросом. К сожалению, найдутся желающие поживиться не столько природными богатствами России, сколько данными о других.