Многие люди видели американские вертолеты в живую или в кино, причем в Америке развивались вертолеты в основном легкого класса. Модели представлены от разных фирм и для разных задач. Тяжелый класс вертолетов в Америке представлен лишь одной моделью фирмой "Boeing" называется CH-47 Chinook. Вертолет имеет одну особенность которая выделяет его среди всех остальных вертолетов, наличием двух винтов одинакового диаметра спереди и сзади, благодаря этому вертолет поднимает 12,2 тонны полезной нагрузки.
В России же развитие вертолетов были в основном грузоподъемные тяжелого и среднего класса. Развитие легких серийных моделей вертолетов в СССР практически не было кроме МИ2 и только после распада СССР, казанский вертолетный завод им. Горбунова в инициативном порядке разработал вертолет легкого класса "Ансат" и надо сказать вертолет получился не только технологичный, но и красивый.
Но вернемся к тяжелым вертолетам. Мало кто из людей нашей страны, особенно молодежь которая родилась после распада СССР знает, что в России во времена СССР существовал своя модель вертолета похожего по замыслу на американский "Chinook". Называлась модель вертолета Ми12 (официальное название В-12) и он сильно отличается от своего американского собрата и по форме и характеристикам, но концепция такая же две пары лопастей одинакового диаметра закрепленная в разных местах вертолета.
Этот вертолет начали разрабатывать еще в 1963 году в конструкторском бюро им. Миля специально для военных. В то время военными была поставлена задача разработать такой вертолет чтобы можно было перевозить тяжелые грузы или части летательных аппаратов или ракет массой до 30 тонн.
В техническом задании от военных основной упор делался на две характеристики, это надежность и грузоподъемность, вертолет проектировался в течение нескольких лет, а свой первый испытательный полет машина совершила в 1968 году. Конструкторам по сути удалось добиться этих характеристик. Если же сравнивать характеристики Ми 12 с американским собратом Chinook то он проигрывал только в дальности полета, но по надежности (количеству двигателей) и грузоподъёмности выигрывал в два раза.
К сожалению к окончанию всех испытаний концепция военных по доставке ракет вертолетами изменилась, на развитие мобильных передвижных установок для ракет и развитие атомных подлодок и поэтому перспективу развития этот проект не получил. Всего было построено 2 летных образца Ми-12, на которых собственно и проводились все необходимые испытания.
С того времени Российский chinook так и остался прикован к земле в отличие от своего американского коллеги который эксплуатируется до сих пор. Сегодня Ми-12 можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино. Для конструкторского бюро Миля это был хороший опыт которые они перенесли на другие модели своих вертолетов.
Историческая справка.
Первый полёт вертолёт совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель В. П. Колошенко). В феврале 1969 года поднял 31 030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 м. 6 августа 1969 — В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Второй опытный образец В-12 совершил первый полёт 28 мая 1973 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров).
Сравнение технических характеристик Ми 12 (В-12) и Chinook
ТТХ МИ-12 (В-12)
Число, тип и марка двигателей 4 ГТД Д-25ВФ
Экипаж: 6 человек
Пассажировместимость: 196 человек в пассажирской версии
Максимальный перевозимый груз, т
внутри кабины 25 т
на внешней подвеске 16т
Статический потолок с учетом влияния земли при нормальной взлетной массе, м 1000
Динамический потолок, м 3500
Практическая дальность полета - 500 км
Лётные характеристики
Скорость полета, км/ч
максимальная 260
крейсерская 230
Габаритные размеры грузовой кабины, м
Длина внутри 28,15 м
____________________
ТТХ Chinook CH-47
Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714
Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)
Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими
Максимальный перевозимый груз, т
внутри кабины 12,2 т
Динамический потолок, м 3090
Практическая дальность полета на высоте 935 км
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 285 км/ч
Крейсерская скорость: 259 км/ч
Боевой радиус: 935 км
Габаритные размеры грузовой кабины, м
Длина внутри: 15,87 м