«За Родину, за честь и свободу!»
22 июня 1941го вошло в историю России, как День памяти и скорби. Именно в этот день ранним утром Вторая Мировая «постучала» в двери Советскому Союзу. Без объявления войны немецкие войска вероломно вторглись на территорию СССР.
Пошел отсчет 1418 дней и ночей побед и отступлений, миллионы жизней, оставшихся на поле боя и самый важный день для сегодняшних ветеранов «День Победы».
Первые снаряды упали на советские земли в 3:06. А в 4:00 наступательная компания немцев на западные города СССР была в самом разгаре. Сталина известили о начале войны в 3:40.
«Нет. Нас – солдат Великого рейха – ждет война с самим Советским Союзом. Но нет такой силы, которая смогла бы сдержать движение наших армий. Для русских это будет настоящая война, для нас – просто Победа. Мы будем за нее молиться», - делился своими впечатлениями от этого известия ефрейтор Ганс Тойхлер.
Накануне
21 июня 1941 года в советских школах проводились выпускные вечера. Юноши и девушки шагали во взрослую жизнь со школьной скамьи. Большинство гражданских и военных просто отдыхали.
Так, например, командующий Западным фронтом Павлов посмотрел спектакль в Доме офицеров в Минске. Командующий Киевским округом Михаил Кирпонос от души поболел за любимую футбольную команду, а затем пошел в театр.
Весть с той стороны
Поздним вечером советские пограничники задержали ефрейтора немецких войск Альфреда Лискофа. Мужчина в темное время суток пересек реку Буг вплавь, чтобы предупредить о предстоящем наступлении.
Информация была передана командующему западного фронта Павлову. Тот в свою очередь доложил «Москве». Семен Тимошенко (нарком обороны СССР) передал обратный приказ не паниковать и не вестись на провокацию. Но на всякий случай было дано поручение, утром 22 июня собрать штаб.
Час, когда всё началось
В 0:30 22 июня немецкого перебежчика доставили в штаб. Информация о предстоящем нападении была передана в Москву. Из Наркома посыпались директивы о возможном нападении немецких войск. Были даны команды привести в боевую готовность некоторые части советских войск, а также занять огневые точки снайперами.
В 3:05 первые снаряды упали около Кронштадтского рейда. В 3:07 командующий Черноморским флотом доложил обстановку и получил от Георгия Жукова разрешение на встречный огонь.
Около 3:30 высшие инстанции получили информацию о допросе перебежчика. Допрос немецкого ефрейтора еще не был завершен, как были слышны сильные залпы немецкого артиллерийского оружия. Официальный представитель фашисткой Германии объявил о нападении на Советский Союз.
Начальник 90-го погранотряда, майор Бычковский, попытался связаться с комендантом по телефону. Но связи не было.
В 3:30 В. Климовских доложил о нападении на белорусские города: немецкие самолеты бомбят в числе прочих Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним.
Спустя три минуты М. Пуркаев начальник Киевского штаба доложил о нападении на города Украины.
А еще через 5 минут Жуков доложил Сталину о начале немецкого наступления. Сталин, Тимошенко и другие члены Политбюро собираются в кремле на экстренное заседание.
Вторжение
В 3:45 была атакована первая советская погранзастава. Немецких нападающих смогли остановить, но в тот же миг начинается сильный обстрел с воздуха. Советские солдаты вступают в неравный бой.
На тот момент в СССР действовало 485 погранзастав. На захват каждой гитлеровцы планировали потратить около 20 минут. Но ни одну из них красноармейцы не покинули без боя. Вместо выделенных пол часа, немцам приходилось сражаться несколько часов, а иногда дней.
Налет на Черноморцев удалось отбить, но флот сильно пострадал.
В 4:10 из сообщения в генштаб следует, что гитлеровская Германия начала атаку на сухопутные объекты СССР.
Через пять минут была обстреляна Брестская крепость. Связь с Москвой нарушилась. В 4:25 немцы начинают активный захват объекта, но терпят неудачу.
Война объявлена
Параллельно военным действиям на Западном фронте, в Москве Сталин заявляет, что происходящее не более чем провокация. Но Жуков в тандеме с Тимошенко утверждают, что это начало войны.
Это подтверждает и немецкий посол, который вручает Министерству Иностранных Дел ноту с официальным заявлением.
Фрагмент содержания:
Германское руководство не может относиться к серьезной угрозе на восточной границе безучастно, поэтому отдан приказ – всеми средствами отвести эту угрозу. Иными словами, война СССР объявлена де-юре.
В 5:30 утра мирный немецкий народ разбудил голос радиодиктора Йозефа Геббельса сообщил о начале наступления гитлеровских войск на Советский Союз.
Наши потери в первый день войны
Непобедимые
Тем временем обезумевшие мирные жители пытались вырваться из горящих городов, а военные - сдержать натиск германских войск. Многие из них фактически остались без связи и командования. «Поднять войска и действовать по-боевому», - приказывал генерал Павлов, прикрывавший самое важное, московское направление. Он не ставил никаких конкретных задач. Ему самому директив из Москвы также пока не поступало.
Бойцы сражались с беспримерным героизмом, иногда совершая такое, во что даже сложно поверить. Так, красноармеец Ефим Моисеевич Балакарь в Перемышле в момент нападения на город занял ДОТ, установил там станковый пулемет и в течение полутора (!) суток успешно останавливал немецких солдат пулеметным огнем, так и не дав вражеским войскам перебраться через реку Сан.
После того, как те оставили попытки, он забрал свое оружие и присоединился к полку.