Отряд шинсенгуми – слышали о таком?
Япония удивительная страна. Сами острова, считающиеся родиной богов, напоминают по форме лук. Я имею в виде боевой, из которого стреляют. И вся их история - это долгая история войн, как друг с другом, так и с соседними странами. И Корее, например, немало от них доставалось.
Так вот, страной долгое время правили не императоры, запершиеся в Киото, а сёгуны. Так что, можно сказать, что в Японии на несколько веков установилась военная аристократия. Основу которой составляли самураи, служилые люди благородного происхождения. Не буду вдаваться в долгие подробности, а то не хватит никакого места.
Ко второй половине XIX века страну наполнило множество всевозможных катаклизмов. От природных, до вполне себе человеческих. Это не говоря уже об иностранцах, желавших «прорвать» изоляцию Японии. В стране начались брожения, и пошли первые попытки потеснить сёгуна от власти, и передать все полномочия императору. Всё это закончится революцией, но не на свержение монарха, а наоборот. Что тоже само по себе удивительно. Особенно на фоне случившихся позже революций на Западе.
Вы смотрели дораму ”Шинсенгуми”? Если да, то многое здесь вам известно. Если нет, и вас интересует история Японии, посмотрите. Основные моменты там близки к действительности. За исключением того. что главному герою там сильно польстили. Я не имею в виду Хиджикату, главного героя этой статьи.
Так вот, одним из оплотов сёгуната стал отряд Шинсенгуми. Он прошёл не слишком долгий, но очень яркий путь. И его бы не было без Хиджикаты Тошизо. На самом деле, официально отрядом командовал лучший друг Хиджикаты - Кондо Исами. Но без Хиджикаты не было бы ни отряда, ни боевого духа, ничего вообще…
”Безродный не может носить два меча”
Для меня шинсенгуми - это один из символов не только доблести, но и верности, силы духа. Если Кондо ещё повезло, и его, обычного крестьянина, усыновил самурай, то Хиджикате пришлось всего добиваться самому. Хиджиката, тоже крестьянин, из той же местности, что и Кондо, обречён был продолжить дело своих предков. Дело продолжалось не слишком хорошо. И неизвестно чем бы всё кончилось, если бы Кондо не обнаружил объявление, что требуются люди для путешествия в Киото. Там отряд остановился в пригороде Киото, деревне Мибу.
Именно по этой деревне их и стали позже называть ”Волки Мибу”. Именно благодаря этому прозвищу появился лозунг Шинсенгуми: «Волки Мибу – Красная верность», что означало верность до самой смерти. А может и после неё. Хиджиката, между прочим, остался верен этому лозунгу до конца своей жизни.
Кстати говоря, в Японии, как и во многих странах, крестьяне не имели своей фамилии. Однако, считается, что Хиджикате удалось выяснить, что когда-то у его семьи была и фамилия - Хиджиката, и герб. Кроме того Хиджиката не стеснялся носить за поясом два меча. На что имели право только самураи. Остальные за это могли поплатиться жизнью.
Скажу больше – Хиджикате удалось вырасти из простого крестьянина до очень высоких чинов и титулов. Фактически он стал одним из приближённых самого сёгуна. Что кажется практически невозможным. И быть может, ему в этом помогло смутное время, кто знает.
Путь Шинсенгуми
Путь Шинсенгуми начался с додзё, грубо говоря, школы боевых искусств, Шиэйкан. Оттуда вышли не только Кондо и Хиджиката, но и некоторые другие ребята, оставшиеся потом с отрядом до своей смерти. Ибо, к сожалению, практически никто не выжил.
Одним из бойцов Шинсенгуми был Окита Соджи, которого усыновил Кондо. Он считался одним из лучших мечников, гениев меча. Погиб молодым, от туберкулёза. И так же является одним из любимчиков японских фанатов. Говорят, что многие устраивают паломничество к его могиле. И поэтому она открывается для посетителей очень редко, как бы не раз в году…
С небольшой деревушки Мибу началось возвышение Шинсенгуми. Первоначально командиров Шинсенгуми было трое. Но основная борьба за власть шла между Кондо и Серизавой. Хиджиката, всегда бывший на стороне друга, сумел сделать так, чтобы Кондо остался единственным командиром. И позже всячески подталкивал его наверх. Хиджикату же самого вполне устраивало место заместителя командира.
Мне удалось почитать несколько историй о том, как Хиджиката ругался с чиновниками. Судя по всему, бюрократия в Японии тек времён была ничуть не лучше нашей. А ещё чиновники его просто ненавидели, судя по их отзывам. Однако о своих бойцах он заботился. Пусть даже и жёсткими мерами.
О чём может, например, говорить Устав Шинсенгуми.
В нём не так уж много пунктов, и всего одно наказание – сэппуку, то есть ритуальное самоубийство. Однако как минимум половина этих пунктов появилась в целях уменьшить потери отряда. Что уж говорить, если он редко когда превышал триста человек. К тому же отряд обзавёлся влиятельными врагами. И те то и дело норовили подсунуть в отряд шпионов. А то и просто подставить.
Известен случай, когда Хиджиката, озабоченный состоянием здоровья своих бойцов, даже побеспокоил иностранного доктора, желая узнать, как облегчить им жизнь. После этого они завели свиней, построили бани и устраивали частые медицинские проверки.
История Шинсенгуми это отдельная история. Но она неразрывно связана с Хиджикатой, недаром же, после смерти замкомандира сказали, что умер дух шинсенгуми. В общем-то, так и произошло.
Путь на Хоккайдо
Хиджикате пришлось увидеть немало смертей своих боевых товарищей. Я не знаю, что он чувствовал, когда приговаривал к сэппуку второго замкомандира Яманами Кэйске. Пусть и говорят, что отношения у них были не слишком тёплые, однако Хиджиката Яманами уважал. И даже написал ему целую поэму.
Смерть Яманами стала лишь началом потерь.
Через несколько лет началась гражданская война. К власти пришёл новый сёгун, весьма слабохарактерный, который не сумел удержать в руках не то что, власть, но даже защищать тех, кто остался ему предан. В том числе и Шинсенгуми. Однако ума у него хватило на то, чтобы попытаться всё вернуть, как было. А если учесть, что очень вовремя умирает император, который держался за мир до последнего, то война стала неизбежна.
Сёгун отступил из Эдо. Кондо пошёл за ним. Хиджиката пошёл за Кондо. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, не будь он настолько предан своему другу и командиру. Наверняка бы добился больших высот при новом правительстве. Но долг чести не был для него пустым. В Эдо, как раньше назывался Токио, пришлось оставить больного Окиту. Отряд начал распадаться.
Вскоре был пойман и казнён Кондо. Однако тот просил Хиджикату до самого конца защищать идеалы сёгуна. Тот смирился с волей друга. Шинсенгуми отступали до самого севера, на Хоккайдо, и в Хакодатэ остановились. Там они основали новую республику. Разумеется, не только Шинсенгуми, но и другие, кто не захотел под власть нового правительства. В этом государстве Хиджиката стал военным министром. И здесь же он погиб, защищая своих.
Сейчас Шинсенгуми известны любому японцу. И многие им очень симпатизируют. Все желающие могут пройти по следам Шинсенгуми. Заглянуть в деревню Мибу, где стоит отреставрированный домик Яги. Именно здесь жил Хиджиката с друзьями. И даже купить пирожные, которые вроде как ели в то время. А ещё, как мне сказал один знакомый, живущий в Японии, там до сих пор растёт бамбук, посаженный самим Хиджикатой.
А Хиджиката, по поверьям, стал духом-хранителем того места, где погиб. В принципе, он сам писал об этом в своём предсмертном стихотворении…