В выходные мы с подругой посетили потрясающий музей в Вильнюсе.
К своему стыду, я раньше ничего не слышала о художнике Витаутасе Касюлисе и очень зря! Итак, для посещения музей открыл свои двери 28 июня 2013 года в Вильнюсском обществе друзей науки (1907-1939), во дворце в стиле неоклассицизма начала ХХ в. (авторы проекты инж. Генрикас Войницкис и Янас Троянас).
На тогдашней улице Лелевеля (сейчас – А. Гоштауто) усилиями интеллигенции Вильнюсского края был создан многофункциональный очаг культуры: в здании расположены архив, библиотека, музей с ценными собраниями искусства, часто проходят мероприятия и собрания членов общества.
В 2012 году историческое здание было реконструировано и модернизировано из средств Европейского фонда регионального развития в рамках Программы по поощрению сплочения Европейского Союза и из бюджета Литовской Республики. Музей сделали более современным, оборудовали пандусами и подъемниками для инвалидных колясок.
Сегодня в здании работает постоянная экспозиция художника Витаутаса Касюлиса, оборудованы выставочные залы, центр для конференций и мероприятий, проходят вечера музыки. Главная миссия музея – хранить и экспонировать коллекцию из 950 произведений художника, которую в 2010 году подарили музею вдова художника Броне Касюлене и их сын Витаутас Касюлис младший.
В музее хранится и экспонируется коллекция самого музея (около 950 произведений Витаутаса Касюлиса), а также для пополнения экспозиции произведения предоставили Художественный фонд литовской эмиграции, Национальный художественный музей М. К. Чюрлёниса, а также частные коллекционеры Роландас Валюнас и Эляна Брадунайте (США).
Витаутас Касюлис, литовский художник, который больше известен за рубежом, нежели в Литве. Художник, который никогда не позволял искажать своего литовского имени и фамилии, даже став знаменитым, он так навсегда и остался Витаутасом Касюлисом. Критики и искусствоведы называли его – литовец из Симно. В этом маленьком литовском городке в то время проживало много евреев, наверное поэтому они и стали основными персонажами его картин.
Живописец родился в 1918 г. в Симно (Алитусский р-он, Литва), учился в Каунасе. Отец Витаутаса – Матас Касюлис, окончивший Варшавскую художественную академию, писал сакральные картины, вырезал из дерева алтари и исповедальни, декорировал костелы в Симно, Крокялаукис, Мариямполе и других литовских городах.Учениками его были Антанас Александравичюс и Матас Менчинскас. Умер он в 1925 г., когда Витаутасу было только 7 лет, но маленький Витаутас с тех пор никогда не забывал отцовские кисти.
В воспоминаниях говорится, что он очень любил рисовать и рисовал везде – на стенах, заборах, на огромных литовских печах, на стекле покрытом росой или морозом, на каждом попавшем в руки листке бумаги или книжной страницы. В 10 лет мальчик получил свой первый заказ от местного мясника – сделать вывеску в мясную лавку. Нарисовал голову коровы с огромными рогами и заработал свой первый гонорар – несколько килограммов мяса, которые принес домой матери.
В 1941 г. на два года раньше, чем обычно принято, Касюлис заканчивает Каунасскую художественную школу, а его дипломная работа была признана лучшей за всю историю существования школы (эта картина и сейчас висит в фойе Каунасского музыкального театра). В 1943 г. организовал первую выставку своих работ, на которой было представлено около 100 полотен, из которых одну (Дрова кончились») приобрёл литовский музей культуры имени Витовта Великого.
Из раннего творчества большинство полотен бытового жанра – реалистичные, психологические, с элементами юмора, темные по колориту, очень "литовские", как, например "У художника":
В 1941 г. Касюлис закончил институт декоративного и прикладного искусства и с 1941 по 1944 г. преподавал в этом же институте. В 1944 Витаутас Касюлис уезжает в Германию для повышения навыков и мастерства, некоторое время проживает в Германии, где он встретился со своей будущей женой, которая прибыла вместе с другими беженцами из Литвы. После открытия в Фрейбурге института литовского искусства, преподаёт там живопись. Художник много работал, рисовал, организовывал персональные выставки в различных немецких городах. В 1948 г. друзья помогли Касюлису переехать из Германии во Францию. Для "французского периода" его творчества характерна жизнерадостность, используются совсем другие цвета, как например, в картине "Мулен руж":
В Париже Касюлис создает более модернистические полотна, для них характерна лирика, декоративность и колорит светлых, сочных цветов, а также импровизация. Некоторые его работы напоминают Матисса, Гогена и даже Пикассо.
Работы признанного в мире литовского художника Витаутаса Касюлиса (1918-1995) сегодня украшают музеи современного искусства в Париже и Нью-Йорке, художественные галереи во Франции, США, Канаде, Великобритании, Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Аргентине, Австралии и в других государствах. Художественные критики заслуженно считали Витаутаса Касюлиса одним из интереснейших живописцев Парижской школы второй половины ХХ в. В европейскую столицу искусств он приехал уже как зрелый художник, который уже удостоился наград на разных конкурсах и организовал ни одну персональную выставку с благоприятными рецензиями. В 1948 году Касюлис начал новый этап признания своего творчества в Париже. Будучи безгранично восприимчивой творческой натурой, он попал в город своей мечты, кардинально изменил свою живописную манеру и творческое направление, влившись в художественное сообщество Парижа, как равноценный создатель своеобразного и оригинального стиля. В 1960 году художник приобрел первую собственную художественную галерею, где экспонировал произведения знаменитых представителей Парижской школы, затем он обменял ее на более просторную и респектабельную галерею в центре Парижа, где в большей степени благодаря энергичной жене художника Броне Касюлене велась активная выставочная и коммерческая деятельность до 1990 года. В Париже Витаутас Касюлис раскрылся как всесторонний художник, который проявил себя в живописи, графике, книжных иллюстрациях. Художественной черте зрелого периода художника характерна экспрессия, рафинированность колорита, декоративность, ироничный взгляд. В произведениях Витаутаса Касюлиса сцены обычной жизни превращаются в странное зрелище, балансирующее между реальностью и фантазией. Большинство художественных критиков, которые писали о творчестве художника, сравнивали его с Раулем Дюфи, Жоржем Руо, Марком Шагалом и другими известными живописцами Парижской школы, вместе с тем подчеркивая его индивидуальность и аутентичность таланта. Умер Касюлис в 1995 году в Париже.
Витаутас Касюлис был очень продуктивным художником, хотя никто точно никогда не подсчитывал его картины. Оставшееся наследие после смерти художника (по данным его жены) – 1500 картин маслом, 950 пастелью, 200 гуашью, один гобелен и около 50 литографий.
Витаутас Касюлис - один из немногих литовских художников, добившихся всемирного признания в области искусства. Работы живописца приобретены многими художественными галереями и частными коллекционерами из различных стран. В Вильнюсской картинной галерее выставлено более 150 картин этого известного художника.
Если будете в Вильнюсе, обязательно посетите музей этого художника, на мой взгляд, эта коллекция позволяет много понять о Литве.