Ребёнок строил пирамидку. Так старался, что руки тряслись от волнения. И вдруг пирамидка развалилась.
⠀
Он начал бурно реагировать. Эмоции пришли в беспорядок. Ощутил неприятное чувство в груди. Огорчился.
⠀
Родитель не ругает. Видит и понимает, что ребёнку тяжело совладать с эмоциями.
Хочет утешить, поддержать.
⠀
И говорит: «Ну ничего, в следующий раз получится лучше»
⠀
Вроде бы нормально. Кажется, что поддержал и успокоил.
⠀
Но по факту, сообщил:
«Сейчас не получилось, этот результат недостаточно хорош. А значит и в следующий раз может не получиться»
«У тебя плохо получилось»
⠀
То есть, раз в следующий раз будет лучше, значит сейчас получилось не очень.
Происходит некое обесценивание труда в целом.
⠀
Возможно в таких ситуациях можно обсудить:
⠀
▪️ «А что получилось сейчас?» Например он пирамидку достроил до 5 го этажа. Или у него получилось расставить их по цвету.
⠀
▪️ «Что было интересно в процессе?»
⠀
▪️ «Чем вообще нравится это занятие?»
⠀
И так далее.
⠀
Можно немного убирать акцент с результата. И направлять на процесс.
⠀
Да, сейчас идёт гонка за успехом.
Детям нужно быть успешными. Это давит на них.
Постепенно это может перерасти к неадекватному перфекционизму.
⠀
А дальше, чувство удовлетворённости будет зависеть от того, смогут ли они победить.
Так что, акцентируйте внимание на процесс ❤️