Найти тему
Homo mobilis

Феномен «Лебединого озера»

Балет «Лебединое озеро» является поистине самым популярным и известным балетом, не побоюсь этих слов, всех времен. Создано множество редакций от традиционных до эпатажных, а музыка Чайковского к этому балету звучит не только с театральных сцен по всему миру, но и в ремиксах песен, рекламах и сигналах телефонов. Говорим «балет» - подразумеваем Лебедос.

В чём же секрет такой популярности? Напомню, что премьера балета, состоявшаяся в 1877 году, потерпела провал. Только в 1895 году была предпринята попытка второй постановки уже М. Петипа и Л. Ивановым. И теперь уже более века «Лебединое» не сходит с афиш мировых театров.

Озвучу свою точку зрения на заданный вопрос. Все таки #яжпродюсер.

Во-первых, конечно, гений Чайковского. Завораживающая, мощная, запоминающаяся музыка (я пишу, а в голове играет главная тема). Напомню, тандем Петипа & Чайковский – это развитие симфонизма в балете. Т.е. когда танцевальные движения неразрывно связаны с музыкой, движение идет за музыкальными темами, вариации на сцене, подчеркивают характер вариаций музыкальных инструментов. Подробнее о симфонизме можно написать отдельную статью, уж очень обширная тема.

-2

Если говорить о хореографии, то сейчас мы видим, конечно, редакции. Даже если в либретто черным по белому написано «хореография М. Петипа и Л. Иванова», ну come on, при всем уважении, мы бы с вами не досмотрели до конца. Разумеется, сохранена канва, все лучшие идеи и решения, но многое и сокращено, более сложные па-де-де и вариации – всё привнесено редакциями театров.

Во-вторых, сама история. Я подчеркну, не либретто, потому что если почитать либретто, там очень много всяких деталей, сюжет в целом достаточно запутанный. А вот история: о добре и зле, о любви и предательстве. Буквально про «Черное» и «Белое». Вечные темы… Все как в жизни, только красиво.

-3

Кстати, интересный факт: изначально финал балета был трагичным. Ну это и логично, ведь принц нарушил клятву, и все, естественно, умерли. Почти как в «Гамлете» (шучу). Но в советское время, в Большом театре такая концовка, в редакции Григоровича, не прошла цензуру. Как же так, добро должно всегда побеждать! Поэтому теперь, в большинстве театров мы наблюдаем хеппи энд.

С одной стороны, счастливый финал, конечно, воодушевляет. С другой – по моим ощущениям, там все таки должна быть трагедия. Этот нерв, когда ничего уже не исправить. Кажется, в балетном театре им. Л. Якобсона именно такой финал. И он заставляет задуматься.

Ну и в-третьих, что же еще такого в «Лебедином озере»? У большинства людей балет ассоциируется с белыми пачками, ну а где, как не в «Лебедином» их в достатке?)

-4

P.S. Моя сознательная любовь к балету началась как и у многих с «Лебединого озера». Хотя это и не первый балет в жизни. Потом я смотрела много разных версий, разных исполнителей. Но самое большое впечатление произвел дуэт Екатерины Кондауровой и Даниила Корсунцева в Мариинском театре. Да, вот так неожиданно. Помню, была расстроена, что не было Лопаткиной и настроение было плохое и место на балконе сбоку. Но это было до слёз. Это был дуэт, это была любовь, это была маленькая жизнь за несколько часов.

Так что не всегда шикарные места и супер звёздный состав – залог успеха.

Ваша, #небалерина