В Москве и большинстве других регионов продолжается снятие ограничительных мер, введенных на время эпидемии. «Если противоэпидемические ограничения затягиваются надолго, то экономика разрушается, последствия могут быть очень тяжелыми», - рассказал «КП» вирусолог, доктор медицинских наук, профессор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Анатолий Альштейн. Поэтому, по словам эксперта, важно вводить такие меры на разумный срок, учитывая все обстоятельства, включая усталость населения от карантина и возможное недовольство.
Однако резкое снятие всех ограничений сразу может обернуться новым серьезным скачком заболеваемости, предупреждают специалисты. Всемирная организация здравоохранения подтверждает: в ряде стран количество зараженных сейчас растет быстрыми темпами. Профессор-вирусолог Альштейн советует сохранить как минимум три основные меры безопасности.
1. Продолжение работы в дистанционном режиме (насколько это возможно).
2. Ношение защитных масок в людных местах. Напомним, последние крупные международные исследования подтвердили эффект масок и респираторов как для больных людей (снижение риска заражения окружающих), так и для здоровых (защита от инфекции).
3. Соблюдение социальной дистанции в помещениях и на улице. Минимальное рекомендуемое расстояние — 1,5 — 2 метра. А если человек без маски кашляет и чихает, желательно отходить еще дальше.
Кроме того, специалисты советуют не пренебрегать мытьем рук и дезинфекцией поверхностей, на которые могут попадать частицы с коронавирусом от больных людей (ручки, перила, смартфоны и т. д.). По последним данным контактно-бытовой путь заражения встречается реже, чем воздушно-капельный, то есть при непосредственном общении. Однако угроза есть, так что разумно не рисковать.
Как долго еще нам придется применять все эти меры? И профессор Альштейн, и другие специалисты считают, что можно будет расслабиться только тогда, когда появится широко доступная, безопасная и эффективная вакцина против COVID. Большинство международных экспертов по здравоохранению склоняются к тому, что этого можно ожидать в лучшем случае в начале — середины весны следующего года. Если, конечно, человечество не столкнется с новыми, непредсказуемыми и опасными мутациями представителей вирусного мира.