- Александр Родченко — легендарный советский фотограф и художник, «великий экспериментатор». Его считают основоположником конструктивизма и создателем первой советской рекламы. Личность Родченко в художественном мире можно сопоставить с личностью Маяковского в мире поэзии. О главном советском фото-революционере — в нашем материале.
- Начало пути
- Знакомство с футуристами
Александр Родченко — легендарный советский фотограф и художник, «великий экспериментатор». Его считают основоположником конструктивизма и создателем первой советской рекламы. Личность Родченко в художественном мире можно сопоставить с личностью Маяковского в мире поэзии. О главном советском фото-революционере — в нашем материале.
Начало пути
Родченко родился в Петербурге в 1891 году в небогатой семье. Его отец был театральным бутафором, а мать стирала белье за деньги. Семья Родченко жила в маленькой квартире над театром. Выйти из дома можно было только пройдя через сцену.
Детство мальчика проходило в художественной обстановке. Однако отец Александра, Михаил, был против того, чтобы сын шел по его пути. Он настаивал на приобретении ребенком серьезной профессии.
Родченко услышал отца и пошел учиться на зубного протезиста. Карьера Александра началась с работы по профессии. Однако вскоре он понял, что медицина — не его призвание и пошел учиться в художественную школу в Казани, где на тот момент расположилась семья Родченко. В той же школе училась и будущая жена Александра — Варвара Степанова.
Знакомство с футуристами
В 1914 году футуристы посещают Казань в рамках турне. Среди деятелей искусства были Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Родченко посетил это мероприятие и понял, что хочет вступить в их ряды. В своем дневнике он писал, что был не просто поклонником футуризма, а приверженцем. Эта встреча перевернула жизнь Александра. Почитатель творчества Ван Гога и Гогена через год вместе с женой Варварой переехал в Москву.
Жизнь в столице затягивает Родченко в водоворот искусства. Александр знакомится с художником-авангардистом Владимиром Татлиным и получает от него предложение принять участие в организации футуристической выставки «Магазин». Родченко продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах. Знакомство с Татлиным стало одним из ключевых в жизни Александра. Позже он признался, что Владимир был для него наставником, у которого он научился всему. Общение с Татлиным оставило отпечаток на всю жизнь Родченко.
Тогда Александр окончательно понял, чем он хочет заниматься.
«Черное на черном»
Одной из первых работ художника стала картина «Черное на черном». Вдохновением для Александра послужило «Белое на белом» Казимира Малевича, основанное на геометрических формах и игре оттенков. Родченко в своей работе «Черное на черном» сделал упор на фактуру, придав композиции объема.
Конструктивизм и фотомонтаж
Родченко — один из основателей конструктивизма. Это направление в искусстве характеризуется геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Основная идея Александра была в том, что в композиции не должно быть случайных предметов. «Жизнь, сознательная и организованная, умеющая видеть и конструировать, есть современное искусство», — девиз Родченко в 1920-х годах.
Одним из первых в СССР Александр начинает осваивать фотомонтаж. Художник экспериментирует с этой техникой в рекламе и иллюстрации. Родченко делал вырезки из газет, открыток, фотографировал различные предметы, чтобы потом включить их в свой коллаж. Александр размещал материалы по диагонали, крест-накрест, накладывал текст друг на друга, использовал линейные схемы композиции, делал графические акценты. В общем, действовал по всем принципам конструктивизма.
Реклам-Конструктор: Маяковский — Родченко
Знакомство Родченко с Маяковским началось с не самого приятного момента. Поэт резко раскритиковал рекламный плакат Александра «Добролёт», сказав, что слоган для него писал второсортный поэт. Это серьезно обидело художника.
Но в 1920 году два таланта сошлись и объединили свои силы в создании рекламы. Каждый занимался тем, что у него лучше получается: Родченко взялся за оформление, а Маяковский — за текст. Товарищи работали очень оперативно: вечером текст, ночью эскиз, а на утро — готовая композиция. В тандеме они создали самые яркие рекламные плакаты 1920-х годов. Самые знаменитые работы были сделаны для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и Ленгиза. Конструктивистские композиции стали лицом советского государства и идеально вписывались в революционную идеологию.
Ярким примером рекламного творчества Родченко является рекламный плакат «Книги». За основу Александр взял работу авангардиста Эля Лисицкого «Клином красным бей белых». Из нее художник позаимствовал только геометрическую конструкцию и наполнил ее новым смыслом.
В 1926 году художник закончил с рекламой. Осип Брик, приведший Александра и Владимира в эту сферу, ушел из дирекции «связей с общественностью».
Фотограф-революционер
В 33 года Родченко открыл для себя фотографию. К тому времени он уже был успешным художником. Сперва Александр взял в руки фотоаппарат для того, чтобы собирать материалы для коллажей. Позже он втянулся и стал экспериментировать.
Родченко, без преувеличения, стал новатором. У него были свои взгляды на мир. Он использовал необычные ракурсы, которыми хотел донести новые идеи. Александр хотел показать обществу, насколько разносторонен мир и фотографировал обычные объекты с неожиданных ракурсов. Особенно эффектными были кадры, снятые сверху вниз или снизу вверх. Этот метод фотографирования взорвал все каноны и в 1920-е годы стал революционным.
Вторым приемом, который активно использовал Родченко, была диагональ. Он говорил, что линия — первое и последнее в живописи и конструкции. Фотограф использовал диагональ так, что она несла в себе особую динамику и реалистичность. По мнению Александра, статика — это устаревший прием, с которым надо бороться.
Много раз эксперименты Родченко критиковались современниками. Композицию «Пионер-трубач» осуждали за столь неприглядный ракурс. Современники говорили, что на фото мальчик похож больше на раскормленного богача, нежели на советского пионера.
Другим увлечением Родченко в фотографии были портреты. В отличие от жанровых кадров, портреты Александр снимал традиционно, следуя общепринятым канонам. Самыми знаменитыми работами Родченко в этой области стали «Портрет матери» и фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик.
Родченко делился, что его цель в фотографии — создать композиции, которые до него никто не делал. Они должны были удивлять своей простотой и одновременно сложностью, отображая жизнь в неожиданном свете.
«Левый Фронт Искусств»
Также в 1920-е годы Родченко объединился с представителями авангарда в редакции журнала «ЛЕФ» («Левый Фронт Искусств»), идейным вдохновителем которого стал Владимир Маяковский.
В издании Родченко занялся таким художественным направлением, как жизнестроительство. Он сделал все обложки журнала.
В этот период зарождался особый стиль и дизайн 20-х годов, когда выходили яркие уникальные обложки книг и изданий, которыми и сейчас вдохновляются современные художники.
В это время Родченко двигался в разных областях творчества.
В статье для журнала он пропагандировал динамичный взгляд на мир и актуальность верхних и нижних ракурсов. Фотограф был убежден, что искусство будущего будет равно небоскребам и грандиозным сооружениям, а не уютным интерьерам тесных квартир.
Родченко в кинематографе
Родченко сотрудничал с лучшими советскими кинематографистами своего времени: Алексеем Ганом, Дзигой Вертовым, Сергеем Эйзенштейном и Львом Кулешовым. Кино привлекало Александра как новое искусство. Он делал титры, плакаты для фильмов, работал декоратором и художником-постановщиком.
В одно время Родченко сблизился с Ганом, но вскоре они разошлись из-за разных взглядов на конструктивизм: для Александра он был эстетикой и искусством, а для Гана — чистой технологией и организацией материала.
С 1926 года Родченко активно работал на кинофабрике и делал декорации. Художник полностью окунулся в новый для себя мир. Он настолько затянул Александра, что тот хотел самостоятельно начать снимать фильмы. Он написал сценарий для документальной ленты «Химизация леса» и поехал в Нижегородскую область, чтобы показать, как там перерабатывают лес. Но фильм в итоге так и не вышел. По приезде в Москву выяснилось, что аппарат был неисправен, а пленка в фотоаппарате, на который снимал Родченко, не сохранилась. Казалось, всё было против того, чтобы Александр стал еще и кинематографистом.
Бесталанный плагиатор
Современники Родченко часто обвиняли его в плагиате и бесталанности. В 1928 году в журнале «Советское фото» вышла критическая статья, где Александра обвиняли в заимствованиях с Запада. Родченко отвергал эти обвинения, говоря, что все новаторы похожи друг на друга. Художник отмечал, что культура не движима без усвоения прошлого опыта.
Часто Александра считали подражателем Малевича. Искусствовед Николай Харджиев писал, что вовсе не считает Родченко художником. Он обвинял Александра в том, что тот пришел на все готовое и ничего нового не привнес, сплагиатив работу Малевича. Харджиев говорил, что когда Родченко освоил фотографию, на Западе уже были превосходные мастера: «То художники были, а у этого фотографии — сверху, снизу — просто ерунда. Я считаю, что такого художника не было», — критиковал Родченко искусствовед.
Враг соцреализма
Чуть позже деятелей авангарда начали порицать за формализм. Родченко тяжело переживал эти нападки, говоря, что всей душой поддерживает советскую власть.
В 1933 году Александр получает заказ, который дает ему возможность наладить отношения с властью. Ему предлагают оформить номер журнала «СССР на стройке» о сооружении Беломорканала. Фотограф делает сдержанные снимки, оставив революционные идеи в прошлом. Он продолжает использовать необычные ракурсы и диагонали, но уже без вызова. Эта работа пошатнула в Родченко веру в справедливость социализма. После ему больше не хочется заниматься пропагандой.
Спорт в объективе Родченко
Далее Александр находит новое для себя направление — спортивную фотографию. С 1935 по 1938 года он был членом редколлегии журнала «Советское фото», в котором художник стал специализироваться на съемке спортивных событий. Здесь Родченко мог сполна использовать свой экспериментальный стиль.
Работа в спорте помогает фотографу снова впасть в милость властей. Его снимки отражали всю полноту соцреалистических идей.
Тяжелые годы и пиктореализм
Однако с 1937 года отношения с властью снова разлаживаются из-за неприятия художником тоталитарного режима. Работа больше не приносила удовольствия Александру.
В конце 1930-х годов Родченко перестает экспериментировать. Он практически не снимает и не рисует, но оформляет книги со своей женой.
После войны Александр увлекся пиктореализмом — фотографией с живописным эффектом. В этот период Родченко интересовался театром, цирком и балетом. Он часто снимал актеров в новом для себя стиле. Художник вернулся к сцене, которая ассоциировалась у него с детством и дарила чувство внутреннего покоя. Родченко стал максимально далеким от политики.
Послевоенные годы были особенно тяжелыми для художника. Денег едва хватало на жизнь. Частые приступы депрессии не давали покоя Александру. В 1951 году Родченко исключили из Союза художников за «отход от социалистического реализма», а восстановили только через 4 года благодаря жене. Но в этом уже не было смысла. Фотограф не успел создать ничего нового.
Спустя несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце Родченко остановилось. Александр умер от обширного кровоизлияния в мозг.
Идеи Родченко и сегодня поражают своей смелостью. Куда бы художник ни пошел, он всюду стремился найти уникальное решение. Он всегда был на шаг впереди своих коллег. Для Родченко были разрушены все границы и он смог преобразить старый мир. Мир, который был для него открыт с разных ракурсов.
Автор: Яна Левхина
Редакторы: Ольга Шарова, Анастасия Кутковецкая