22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз. В полдень того же дня народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов выступил с обращением к гражданам Советского Союза. Заключительные слова его выступления становятся крылатыми , можно сказать пророческими: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Жители Челябинска и области еще не знали какой огромный вклад они внесут для Победы над врагом.Челябинская область станет в прямом смысле слова кузницей Победы, обеспечивая фронт боеприпасами и боевой техникой. Магнитогорский металлургический комбинат уже через месяц освоит плавку броневой стали. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, и броня каждого второго танка будут сделаны из магнитогорской стали.
Челябинский тракторный завод наладит серийное производство танков и город будут называть Танкоградом. Именно на Южном Урале будут собирать новое грозное оружие –ракетную артиллерийскую установку БМ-13, легендарную «Катюшу».
За весь период войны свыше 1 миллиона призывников будет отправлены на фронт с областных призывных пунктов и военкоматов.
Григорий Иванович Ваганов, житель Челябинска, командир расчета легендарной «Катюши», участник Курской битвы, имеет медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Белоруссии», «За взятие Берлина», медаль Жукова, Орден Отечественной войны II степени, вспоминает воскресный летний день 1941 года…
— В тот день, то есть 22 июня, мы пошли купаться. Сквер Челюскинцев был в те годы любимым местом отдыха тех, кто работал на ЧГРЭС и ЧЭМК. Любили здесь отдыхать и мы, студенты энерготехникума. Тем более что он был разбит прямо напротив здания техникума, когда строился соцгородок по улице Сталина (ныне улица Российская).
Мы заканчивали третий курс и были на практике (монтировали строящуюся на юго-востоке города ТЭЦ). А у меня накануне вышла тройка по математике — предмету, который я страстно любил. Оставлять такое безобразие было не в моем характере, и я с утра вместе с другими ребятами пересдал на пятерку. Счастливые, мы отправились на реку Миасс, которая в то время была такой чистой, что в ней жили окуньки и пескари, а под корягами водились большие раки. Накупавшись вдоволь, мы, веселые, снова вышли на улицу Сталина.
Смотрим: у всех лица мрачнее тучи, и все смотрят на нас с упреком. Через несколько минут каждый из нас уже бежал домой. А дома у матери слезы ручьем: «Отца заберут и всех вас!» Надо сказать, что нас, братьев, было семь человек. Я отвечаю: не горюй, мол, мама! Нас 170 миллионов, а немцев всего 90! Да мы их шапками закидаем! «Эх, сынок, — отвечала мама. — Ты вот грамотный, а не понимаешь. Я хоть и неграмотная, да чую, что война будет очень тяжелой»…
В тот же день мать дала сыну-комсомольцу крестик, который помог командиру расчета легендарной «Катюши» пройти живым и невредимым всю войну и дойти до Берлина...
Поклон Вам низкий, Ветераны,
до самой матушки-Земли,
за боль, страданья и за раны,
за Мир, что нам Вы принесли!