Одним из существенных условий массового строительства является стандартизация. В этой статье мы проследим, как осуществлялся принцип ограничения в архитектуре
Древняя Греция
В древней Греции принцип ограничения типов деталей получил самое широкое применение. Все развитие греческой архитектуры по существу характеризуется упорной работой над несколькими типами зданий, складывающихся из однотипных деталей.
Дошедшие до нас образцы древнегреческой архитектуры, в подавляющем большинстве, созданы на основе строго определенного числа архитектурных элементов. Принцип ограничения греками в одинаковой степени прилагался как к главным конструктивным частям здания, так и его декоративным деталям.
Наглядное представление об этом дают декоративные элементы ряда архитектурных памятников (Эрехтейон, храм Афины в Приене и др.). Все разнообразие форм декоративных частей в них сведено к минимуму. Архитектурная композиция строится на повторении весьма небольшого числа декоративных элементов. Количество принятых в Эрехтейоне декоративных элементов не превышает десяти, а в отдельных частях здания, например, на антаблементе восточного портика, сведено лишь к трем повторяющимся типам. Не менее показателен в этом отношении фасад храма Афины в Приене.
Ограничение числа типов декоративных форм в греческих зданиях никак не отразилось на художественной выразительности из композиций. Скорее наоборот, способствовало созданию непревзойденных по красоте образцов греческой архитектуры.
Италия
В ряде стилей в той или иной степени опирающихся на опыт греческого зодчества (римская архитектура, архитектура ренессанса, классицизма), ограничение типов архитектурных деталей также имело место.
В колизее огромная плоскость фасада обработана лишь несколькими правильно повторяющимися деталями (четыре типа полуколонн, арки). В Милетском нимфее тот же эффект богатства и выразительности достигается повторением однотипных портиков.
В эпоху эллинизма прием ограничения архитектурных элементов плодотворно применялся не только в отдельных зданиях, но и в оформлении целых улиц. Ярким примером здесь может служить улица в Пальмире.
В итальянском ренессансе архитектурная композиция в большинстве случаев также возникает на основе сочетания весьма ограниченного числа типов деталей. Вот что сказал по этому поводу Стендаль. “Характер красоты в Италии определяется малым числом деталей в связи с этим величием контуров”