Все давно знают, что нефть играет неотъемлемую роль в изготовлении автомобильного топлива, потому от цен на неё зависит столь внушительная часть мировой экономики. Казалось бы, логично, что при таком положении вещей работает простой принцип, по которому стоимость черного золота прямо пропорционально отражается на ценнике бензина. Однако, во время очередного нефтяного шока рынок показывает полностью обратную тенденцию. Этой весной россияне вновь наблюдали, что пока нефть била очередные антирекорды стоимости за баррель, бензин двигался в противоположном направлении.
Нефть вниз, бензин вверх – о причинах
Для начала вспомним, что в России единственным регулятором цен на топливо выступает государство, что и является основной причиной частого дисбаланса. Само же правительство в ценообразовании отталкивается от двух факторов – налогов и экспортной альтернативы.
Последняя в свете нынешних событий играет куда более весомую роль в становлении цен на российский бензин. Экспортной альтернативой зовется та стоимость, по которой наше топливо продается за границей.
Ввиду того, что Россия не одно десятилетие выступает экспортером, наши компании ориентируются преимущественно на этот фактор. Потому кажется логичным, что при падении мировых цен на бензин, главным приоритетом для нефтяных компаний становятся потребители внутреннего рынка.
Однако, тут же в игру вступает второй негативный момент – зависимость рубля от цен на нефть. Ведь, в отличие от западных партнеров, российские потребители ведут расчет в национальной валюте, а не в долларах.
Падение рубля приводит к тому, что перспективная выгода от продаж бензина на внутреннем рынке нивелируется инфляцией. Потому нефтяные компании идут на подобную уловку – продают топливо за границу при ослаблении валюты и тем самым пополняют бюджет большими суммами в рублях, чем при сбыте продукта в России.
Учитывая, что такой период характеризуется дефицитом бюджета, объемы топливного экспорта наращиваются, что приводит к дефициту бензина на внутреннем рынке. Добавив к этому более строгую налоговую политику внутри страны, чем за рубежом, становятся очевидны закономерные причины, по которым цены на топливо ползут вверх.
При этом, рассчитывать на удешевление бензина в ближайшее время точно не приходится, чему есть несколько причин – низкая зависимость цены литра топлива от нефти и налоговый маневр нефтегазовой отрасли.
Несмотря на то, что рынок черного золота оказывает решающее влияние на настроения нефтяных компаний, определяющих цену бензина в стране, стоимость самого же энергоносителя только на 7% зависит от нефти.
Большую её часть составляют транзакционные издержки и налоговые сборы, которые в подобных условиях играют не в пользу внутренних потребителей. Тут же стоит плавно перейти ко второму фактору – налоговому маневру, согласно которому при росте НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) экспортные пошлины на продажу нефти ослабляются, тем самым стимулирую компании отправлять продукт на внешний рынок.
Таким образом, государство само стимулирует рост цен на бензин во время низких цен на нефть, чтобы покрыть бюджетный дефицит и стабилизировать рубль.
Выводы
В условиях, когда государственная экономика все еще плотно зависит от цен на черное золото, предложение зарубежных импортеров в подобные периоды турбулентности будет преобладать над удовлетворением нужд внутренних потребителей. Этому же благоволит как налоговое законодательство, так и высокая инфляция в России.