Русский и советский архитектор и историк, внесший большой вклад в развитие и переосмысление архитектуры. Сегодня о Фомине Главным образом могут рассказать его проекты. О наиболее интересных читайте в этой статье.
В поисках стиля
Фомин был одним из первых и наиболее талантливых представителей стиля модерн. Модерн привлек его тем, что выдвинул проблему создания стиля, соответствующего своему времени, в противовес стилизаторской эклектике и казенному “русскому стилю”. Позже Фомин почувствовал неудовлетворенность модерном, его более декоративной, чем тектонической природой. Почти одновременно - и прежде всего в связи с той же проблемой стиля - началось увлечение Фомина архитектурой русского классицизма.
В 1909 году Фомин заканчивает Художественную Академию в возрасте 37 лет, уже будучи признанным архитектором и историком архитектуры. Затем после заграничной поездки он укрепляется в движении к новому стилю. Этот стиль - неоклассицизм, опирающийся на русские традиции конца XVIII - начала XIX вв.
В последних предреволюционных работах Фомин широко обращался к историческому классицизму, в частности к формам итальянского ренессанса, трактуя их строго и монументально в проектах столичных общественных зданий (проекты банков, сельскохозяйственного музея, доходного дома “Техногор”), живописно и романтично в проектах для южных курортов (проекты курорта Ласпи, гостиницы в Кисловодске, дачи Шаляпина).
Послереволюционная деятельность
Всей душой приветствовал революцию и посвятил свои творческие и духовные силы служению народу. Жизненные пути Фомина и того класса, которому он проектировал стильные жилища, бесповоротно разошлись. Революция стала рубежом между двумя равными по времени и совершенно разными по задачам и направленности половинами его творчества.
Включившись в работу по реконструкции Москвы, он предлагал ряд организационных мер и в том числе считает, что “правильно будет в первую очередь наметить для проработки такие площадки и такие куски города, которые уже имеют сооружения большой архитектурной ценности”.
Объективные процессы сложения стиля Фомин стремился направить и форсировать личным творческим примером. Но стиль невозможно создать в одиночку. Закономерно, что сам Фомин испытывал встречное даже тех тенденций, против которых он выступал - так в его последних произведениях появились черты пышности.
Фомин не ставил перед собой грандиозные задачи. Он не определили путей дальнейшего развития архитектуры. Но многогранная архитектурная деятельность Фомина, представляющая длительный и целенаправленный эксперимент, полезна и поучительна, она оставила произведения, в которых ярко запечатлелась современная ему эпоха.