Прошло 2 месяца с того страшного дня. Конечно, я еще до конца не пережила, не отпустила и не осознала. Скорее всего, теперь это останется со мной навсегда, либо очень надолго. Но я восстанавливаюсь. И хочу поделиться тем, что мне помогало в самый сложный период – до сорока дней с момента смерти Андрея.
Я православная. Наверное, именно сейчас я поняла, какое это благо и счастье. Ведь православие учит нас, что жизнь души вечна, и после смерти мы переходим в иное состояние. И, согласно православной традиции, после смерти человека, 40 дней о нем обязательно нужно читать псалтирь – чтобы помочь душе пройти мытарства. Так как мне очень хотелось максимально помочь моему мужу, я заказала неусыпаемую псалтирь в 6 монастырях (сколько нашла в относительно ближайшем доступе). И регулярно подавала записки на панихиду в храмах.
Считается, что с каждым поминовением усопшего в храме, ему становится легче проходить испытания. Поэтому, я первым делом заказала псалтирь в Воронеже, в женском монастыре, потом не поленилась съездить в монастырь за 180 километров от Воронежа, Костомаровский Спасский женский монастырь. Это особое для нашей семьи место, его очень любил Андрей, и его очень люблю я. Еще я съездила в Задонск, там 3 монастыря. И заказала псалтирь по интернету, в Серапионовской пустыни.
Естественно, дома, сама, я тоже читала Псалтирь. Не привязывалась к количеству кафизм – читала, как читалось. В итоге, получилось 3 круга псалтири за 40 дней.
В память об Андрее я решила посадить деревья – и стала искать храмы, где было необходимо озеленение. С помощью друзей, такие храмы нашлись. И работа закипела. Я делала это с огромным удовольствием, потому что знала, что благодаря деревьям, память об Андрее будет долгой. Также, по православной традиции, считается, что добрые дела, совершенные от имени или в память умершего, также помогают ему легче пройти мытарства. Естественно, это знание также придавало мне стимула.
Если бы не поездки в монастыри и не посадка деревьев, мне было бы гораздо тяжелее переносить утрату. Но я делала благое дело, я знала, что делаю это ради родного человека, мой мозг и мое тело были заняты полезными делами, и времени на страдания оставалось меньше – мне хотелось до 40 дней сделать максимум хорошего.
Все свежие вещи выстирала и раздала нуждающимся – это также считается милостыней от лица покойного.
За эти сорок дней, я прочитала уйму информации о теме «жизнь после смерти» - и это мне тоже помогло морально. Также, я посмотрела фильмы по книгам медиума Шику Хавьера: «Наш дом» и другие.
Я загрузила каждую минуту своего дня делами – только чтобы не думать.
Днем я не могла плакать – дома трое детей. Чтобы не пугать их, не расстраивать, при них я не давала волю слезам.
Сложнее всего становилось ночью. Хотя, почему становилось? До сих пор ночью нелегко. Сон нарушен основательно. Когда засыпают дети, я остаюсь один на один со своими мыслями…. И тут мне помогают опять же молитвы, я продолжаю их читать каждый день. И воспоминания, которые я решила перенести на бумагу. Простейшие зарисовки из нашей жизни. Чтобы оставить память о нем для еще маленьких детей. Чтобы отдать бумаге свою боль. Чтобы навсегда запечатлеть все хорошее и поблагодарить за него.
И, конечно, я безмерно благодарна своей работе. Работы было много. И, хотя первые 2 недели, я работать просто не могла, но взяла себя в руки – и занялась тем, что должна была делать.
Я очень благодарна моим близким, которые просто слушали меня и поддерживали.
Я совершенно уверена, что если бы не обилие разных дел: монастыри, растения, дети, работа - я бы просто залипла в вязком горе, и выкарабкивалась из него гораздо тяжелее, чем сейчас.
Сейчас, когда меня утягивает в сторону тоски, я открываю канон о усопшем, который мне подарила благочинная мать Сергия в Костомаровском монастыре (которой я безмерно благодарна за все, что она для нас сделала), и, по её совету, трижды, с поклонами, читаю молитву:
Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (или: усопшей рабы Твоея, души усопших раб Твоих) имярек (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (или: человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (или: ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (или: причастницу, причастники) учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).
PS: в комментариях мне женщина написала, что не верит. Мол, она год есть не могла, а тут такая активность. Хочу заметить, что есть я тоже не могла. При этом, у меня была цель - сделать в память об Андрее по максимуму, помочь его Душе пройти мытарства, и не сойти с ума от мыслей и слез. Поэтому я выбрала двигаться и занять свой день на 100%. Чтобы избежать мыслей и сделать заодно что-то полезное. Гораздо проще (хотя тут спорный вопрос) лечь на диване и заливаться слезами. И, да, у меня трое детей, нет няни, но еще есть основной бизнес, блог и клиенты на матрицу судьбы, психологию. Если что-то не вписывается в Вашу картину мира - например, мой способ прожить это горе, или то, что столько дел может сделать один человек, это не значит, что это невозможно. Это значит, что Вы выбираете другой вариант. Вот и все.