Найти в Дзене

Крещение Руси. Почему так, а не иначе?

  Крещение  Руси. 988
Крещение Руси. 988

В отечественной истории великое множество дискуссионных вопросов, которые и по сей день обрастают новыми подробностями, деталями и фактами, позволяющими сформировать наиболее ясную картину происходивших когда-то событий. Однако имеет место быть тот факт, что чем более удалено событие в хронологических рамках от нашего времени, тем труднее становится доподлинно воспроизвести это самое событие, передать его суть и установить причины. К таковым можно отнести и крещение Руси, знаковое и удивительное событие для отечества, произошедшее в 988 году согласно древнерусским летописям. Само собой, начать подобает с исторического контекста, то есть перенестись на несколько лет раньше, чтобы обрести понимание событий, произошедших в 988 году. Согласно классической норманнской теории ( ещё более дискуссионный вопрос, кстати), прадед Владимира, тот самый Рюрик был призван с дружиной, потому как "земля наша велика и и обильна, а порядка в ней нет". И если поначалу, при Рюрике и его приемнике Олеге проблем с легитимностью власти не возникало, то власть их последователей, то есть Игоря, сына Рюрика, Святослава - внука Рюрика, и, соответственно Владимира - правнука Рюрика, могла быть не столь очевидной и неоспоримой ввиду отсутствия цельности славян как таковых. Поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и ряд других славянских племен  ещё не слились в единый народ, на фоне чего возникали различные противоречия, которые нередко сопровождались и сепаратистскими настроениями. Таким образом, власть Владимира Святославича ещё нельзя было назвать абсолютной, ряд племен оставался обособленным от княжеской власти, иные племена старались "освободиться" от подобной власти. Существовало два пути решения возникшей проблемы - найти способ консолидации населения миром, либо же избрать путь войны и убийства, причем второй вариант не гарантировал успеха. Посему было решено пойти тропой первого пути, и объединить людей прежде всего духовно. Несмотря на схожесть племен, существовали масштабные различия, прежде всего в культуре и верованиях, что наиболее сильно разделяло, казалось бы, родственные племена. Каждое племя имело свои обычаи, традиции, ритуалы, выделяло из пантеона определенных божеств, считая их своими покровителями и т.п. Решение крестить Русь не было взято с потолка, в виду уже рассмотренных факторов, Владимиром было решено провести специальную языческую реформу. Во главе пантеона языческих богов становился Перун. Однако нельзя сказать, что реформа была удачной, в летописях приводятся факты о негативном восприятии племенами навязанных богов. Так как задача осталась нерешённой, требовалось искать другой путь. Стало очевидным, что язычество "раскалывает" племена, позволяя веровать в собственных богов, поэтому уклон выбранного пути вел в сторону монотеистической религии. В летописях нередко говорится об "испытании Вер" , проводимых князем. Поломники из различных стран, с различными верованиями убеждали Владимира принять именно их веру. Было бы интересно посмотреть, как это происходило. У России были крайне интересные соседи, будь то Волжская Булгария, из которой приезжали представители Ислама и Иудаизма, или же Византия, представитель Христианства. Сам Владимир тоже отправлял посольства ""в болгары", "в греки", в "немцы", однако именно греческая религия поразила послов красотой своих обрядов и богослужений. Выбор пал на Христианство. Существание влиятельного и могучего соседа в виде Византии, желание встать в ряд "цивилизованных" государств тоже подтолкнули Владимира Святославича к выбору Христианста. К тому же, в то время на Руси уже было немало христиан, а его бабка Ольга в 957 году была крещена под именем Елены. Итак, выбор сделан. Идём дальше, 987 году, между Владимиром и Византией заключается союз о помощи в подавлении мятежа Варды Фоки. Тогда Владимир вторгается в Корсунь, угрожая таким положением непосредственно Византии. Тогда византийские императоры соглашаются на условие, выдвинутое Владимиром - руку византийской принцессы Анны. Условие императоров, в свою очередь - личное крещение Владимира. Однако Византийские императоры не спешили держать слово, что вынудило Владимира Святославича прибегнуть к военной силе и осадить Корсунь ( Херсонес ). Владимир, в свое очередь, лично принял христианство и крестил свою дружину. Следующим шагом стало крещение Киева в 988 году, когда деревянные идолы языческих богов были низвергнуты, а население крестили в Днепре. Нельзя утверждать, что этот процесс происходил исключительно гладко и миролюбиво, однако крещение состоялось. Отныне Русь - христианская.В отечественной истории великое множество дискуссионных вопросов, которые и по сей день обрастают новыми подробностями, деталями и фактами, позволяющими сформировать наиболее ясную картину происходивших когда-то событий. Однако имеет место быть тот факт, что чем более удалено событие в хронологических рамках от нашего времени, тем труднее становится доподлинно воспроизвести это самое событие, передать его суть и установить причины. К таковым можно отнести и крещение Руси, знаковое и удивительное событие для отечества, произошедшее в 988 году согласно древнерусским летописям. Само собой, начать подобает с исторического контекста, то есть перенестись на несколько лет раньше, чтобы обрести понимание событий, произошедших в 988 году. Согласно классической норманнской теории ( ещё более дискуссионный вопрос, кстати), прадед Владимира, тот самый Рюрик был призван с дружиной, потому как "земля наша велика и и обильна, а порядка в ней нет". И если поначалу, при Рюрике и его приемнике Олеге проблем с легитимностью власти не возникало, то власть их последователей, то есть Игоря, сына Рюрика, Святослава - внука Рюрика, и, соответственно Владимира - правнука Рюрика, могла быть не столь очевидной и неоспоримой ввиду отсутствия цельности славян как таковых. Поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и ряд других славянских племен  ещё не слились в единый народ, на фоне чего возникали различные противоречия, которые нередко сопровождались и сепаратистскими настроениями. Таким образом, власть Владимира Святославича ещё нельзя было назвать абсолютной, ряд племен оставался обособленным от княжеской власти, иные племена старались "освободиться" от подобной власти. Существовало два пути решения возникшей проблемы - найти способ консолидации населения миром, либо же избрать путь войны и убийства, причем второй вариант не гарантировал успеха. Посему было решено пойти тропой первого пути, и объединить людей прежде всего духовно. Несмотря на схожесть племен, существовали масштабные различия, прежде всего в культуре и верованиях, что наиболее сильно разделяло, казалось бы, родственные племена. Каждое племя имело свои обычаи, традиции, ритуалы, выделяло из пантеона определенных божеств, считая их своими покровителями и т.п. Решение крестить Русь не было взято с потолка, в виду уже рассмотренных факторов, Владимиром было решено провести специальную языческую реформу. Во главе пантеона языческих богов становился Перун. Однако нельзя сказать, что реформа была удачной, в летописях приводятся факты о негативном восприятии племенами навязанных богов. Так как задача осталась нерешённой, требовалось искать другой путь. Стало очевидным, что язычество "раскалывает" племена, позволяя веровать в собственных богов, поэтому уклон выбранного пути вел в сторону монотеистической религии. В летописях нередко говорится об "испытании Вер" , проводимых князем. Поломники из различных стран, с различными верованиями убеждали Владимира принять именно их веру. Было бы интересно посмотреть, как это происходило. У России были крайне интересные соседи, будь то Волжская Булгария, из которой приезжали представители Ислама и Иудаизма, или же Византия, представитель Христианства. Сам Владимир тоже отправлял посольства ""в болгары", "в греки", в "немцы", однако именно греческая религия поразила послов красотой своих обрядов и богослужений. Выбор пал на Христианство. Существание влиятельного и могучего соседа в виде Византии, желание встать в ряд "цивилизованных" государств тоже подтолкнули Владимира Святославича к выбору Христианста. К тому же, в то время на Руси уже было немало христиан, а его бабка Ольга в 957 году была крещена под именем Елены. Итак, выбор сделан. Идём дальше, 987 году, между Владимиром и Византией заключается союз о помощи в подавлении мятежа Варды Фоки. Тогда Владимир вторгается в Корсунь, угрожая таким положением непосредственно Византии. Тогда византийские императоры соглашаются на условие, выдвинутое Владимиром - руку византийской принцессы Анны. Условие императоров, в свою очередь - личное крещение Владимира. Однако Византийские императоры не спешили держать слово, что вынудило Владимира Святославича прибегнуть к военной силе и осадить Корсунь ( Херсонес ). Владимир, в свое очередь, лично принял христианство и крестил свою дружину. Следующим шагом стало крещение Киева в 988 году, когда деревянные идолы языческих богов были низвергнуты, а население крестили в Днепре. Нельзя утверждать, что этот процесс происходил исключительно гладко и миролюбиво, однако крещение состоялось. Отныне Русь - христианская.
‌Итак, что мы имеем ?
‌В конце 10 века Русь уже представляла достаточно грозную силу, однако не вполне устойчивую и с нестабильной княжеской властью, с разделенным культурными и религиозными рамками населением. Таким образом, принятие религии должно было консолидировать население и укрепить княжескую власть. Выбор Христианства обусловлен тем, что наиболее влиятельных сосед, находившийся на пике своего могущества - Византия, была христианской. Принятие христианства позволило Руси встать в один ряд с цивилизованными европейскими государствами, сформировать множество полезных культурных, экономических и политических связей с другими государствами. К чему привело крещение ?
‌В целом, модно сказать, что изначальная задумка себя оправдала. Теперь князь был не случайным человеком, а тем, кто правил от имени бога, что существенно увеличивало легитимность власти и признание собственного княжеского авторитета. Формирование новой культуры и появление церковной письменности тоже, в свою очередь, оказало огромное влияние на население, и отголоски этого влияния ощущаются до сих пор