Найти в Дзене
Netorika

Как составить план статьи

Оглавление

Если согласовать план статьи перед началом работы, это поможет построить работу с копирайтером в правильном русле и снизить количество правок, а вы будете уверены, что статья точно получится понятной, последовательной и полезной. В статье пошагово разберем, как составить структуру для статьи в блог или на внешнюю площадку.

Поймите для кого пишете

Выясните, кто будет читать статью и каких действий вы хотите от читателя после прочтения статьи. Это поможет решить, как и какую информацию подать, чтобы подвести пользователя к нужному действия.

Анализировать аудиторию перед составлением плана нужно, чтобы понять:

  • Хорошо ли человек разбирается в теме;
  • Лоялен к компании или первый раз о вас слышит
  • Нужно ли объяснять с самых основ или можно перейти сразу к теме;
  • Проблема в голове читателя уже есть или ее еще нужно сформировать.
Лояльность аудитории — степень готовности прямо сейчас купить ваш товар. Например, пользователь, который на вас не подписан, но видит во Вконтакте таргетированный пост — холодный, а человек, который ищет в Гугле «установить унитаз сегодня» — горячий и на все согласный.

Это все очень важно и от этого зависит, что нужно написать в статье: какие смысловые блоки выбрать, насколько глубоко необходимо погружаться в проблему, чему уделить больше внимания. Когда вы знаете уровень теплоты читателя, понятно, что с ним можно делать дальше.

Определите целевое действие статьи

Обозначьте, что вам нужно от читателя. Что должен сделать читатель после того, как изучит статью? Что он поймет, куда перейдет?

  • Целевое действие тесно связано с целями бизнеса (целью статьи) и зависит от того, насколько «теплый» читатель открыл ваш текст.

Прямой призыв сделать что-то

Попросите читателя сделать то, что вам надо. Для этого аудитория должна быть достаточно «теплой», должна хорошо представлять свою проблему и понимать, что именно вы готовы ее решить.

Можно использовать не явные призывы, а только подразумевать их в контексте. Например, сообщите, с какой периодичностью выходят статьи в блоге, если ваши статьи ему нравятся и он видит в них пользу, он сам подпишется на уведомления. Или расскажите, что самое интересное вы присылаете раз в неделю в рассылке.

Где использовать: в лендингах, в карточках товаров, в продающих постах в социальных сетях, в анонсах мероприятий.

Вызвать эмоцию

Эмоции толкают человека к действиям. Главное знать, что вам нужно. Самые сильные эмоции — страх, злость и жадность.

Например, расскажите о том, как домушники вычисляют пустые квартиры и оставляют только голые стены к приезду владельцев из отпуска. Такие истории пугают, человек хочет защититься, вам нужно только предложить, как это лучше сделать: оформить у вас страховку, купить сигнализацию или чудо-замок со сканером сетчатки.

-2

Где использовать: новости на сайте, посты в социальных сетях и личных блогах, комментарии под чужими публикациями.

Дать новые знания

Когда человек постоянно получает что-то ценное, он доверяет источнику, становится все более лояльным к бренду, окружает себя этой пользой. Он охотно подписывается на социальные сети, рассылки, обновления блога, в идеале — пользуется товарами, услугами, оставляет отзывы и рекомендации.

Обычно такие тексты разогревают холодную и теплую аудиторию до следующего этапа.

  • станьте умнее, лучше и круче вместе с нами
  • используйте наши наработки
  • учитесь на наших ошибках
  • внедряйте наши секретики

Где использовать: статьи в корпоративных блогах, публикации в тематических онлайн-журналах и группах.

Развлечь

Такие материалы просто воспринимаются и ни к чему не обязывают, собирают лайки, комментарии, а порой становятся вирусными.

Например, история из жизни кого-то из сотрудников, забавный случай с клиентом или вездесущие тесты «Кто ты в Apple», «На сколько процентов ты гений» и так далее. Результаты этих тестов репостят себе на стены раз за разом.

Такие тексты используют для холодной аудитории, чтобы просто привлечь внимание, упомянуть бренд, сделать его узнаваемым в глазах читателей, собрать базу для ретаргетинга.

  • развлекитесь
  • расслабьтесь
  • отдохните
  • обсудите с коллегами в курилке

Где использовать: посты в социальных сетях, публикации на форумах.

Показать экспертность

Например, на внешних площадках компании публикуют кейсы о своей работе и в итоге привлекают новых клиентов.

Целевое действие «показать экспертность → читатель убеждается, что перед ним профессионалы → подписывается, чтобы следить за новостями → сталкивается с проблемой и уже знает, к кому обратиться за решением.

  • посмотрите, что мы делаем и как
  • убедитесь, что мы знаем толк в своем деле
  • доверьтесь
  • а вот результаты тех, кто нам уже доверяет

Где использовать: внешние публикации на авторитетных ресурсах, портфолио, блог.

Целевое действие поможет составить план текста, чтобы читатель понял и сделал, что вы задумали. Вы составите план статьи логично и последовательно, донесете нужные мысли и не станете пичкать статью ненужной информацией.

С каждой аудиторией нужно общаться по-разному и подбирать для нее соответствующее целевое действие.

Если вы пишете статью в блог, которую читают все подряд, аудитория будет холодной, максимум — теплой. Самым простым и конверсионным действием будет, например, подписка на группу или рассылку — это ничего не стоит читателю.

Но при этом, если у вас уже есть большая база подписчиков и вы делаете рассылку статей за неделю, то эта аудитория уже может быть горячей и предложение заказать услугу или оформить подписку выглядит вполне обоснованным.

Определите полезное действие статьи — Зачем человеку это читать

Решите, какую пользу получит читатель от текста. Читают вас только ради того, чтобы облегчить себе жизнь. Да-да, ваши опусы читателю до лампочки, пока они не решают его проблем.

Полезное действие статьи — это цель бизнеса «переодетая» в проблему читателя.

Сопоставьте тему статьи и ее цель, целевую аудиторию и целевое действие, а затем подумайте, какая информация может понадобиться читателю.

Подбирать полезное действие можно по-разному:

  • От цели бизнеса

Раньше мы занимались только строительством под отделку, а теперь хотим делать ремонты. → Поможем постоянным клиентам, избавим от поиска дизайнера и ремонтной бригады, предложим работать с уже проверенными подрядчиками. → Напишем статью для рассылки по клиентской базе.

  • От целевого действия

Хотим, переходы из блога в каталог. → Помогаем выбрать товар, рассказываем как определиться или делаем сравнительный обзор.

  • От темы

Нам нужна статья о нашем сервисе → Рассказываем о проблемах, которые решит читатель, если будет пользоваться сервисом

  • От ожиданий читателя

Нужна статья о компании → Читатель хочет узнать, чем занимается компания, убедиться в ее надежности, узнать, может ли он тут решить свою проблему и насколько компетентные люди будут эту проблему решать

Пример поиска полезного действия статьи

-3

Составьте смысловые блоки

Когда вы сформировали полезное действие, уже точно понятно, о чем нужно рассказывать. Теперь нужно составить верный план действий, чтобы читатель все понял и сделал, как надо. Чтобы собрать побольше идей для возможных смысловых блоков:

  • Посмотрите, как распланированы похожие тексты по теме

Зайдите в Serpstat → SEO-анализ → Страницы лидеры.

Введите в поиске тему статьи, перейдите на сайты, которые в топе по этому запросу, и посмотрите, как подана информация у конкурентов. Можно взять что-то от них, подумать, какой информации не хватает.

Также можно черпать идеи из блока ключевые фразы в контекстной рекламе в разделе «Суммарный отчет»

  • Задайте вопросы целевой аудитории

Если у вас есть аудитория в соцсетях, устройте интерактив прямо на своих страницах. Это может быть прямой вопрос или тест на знания. Также можно пойти в тематические группы или на форумы, где есть ЦА и поднять дискуссию там. Так вы соберете свежие идеи, поймете, в каком месте нужно остановиться подробнее, а где можно дать краткие вводные.

  • Учтите SEO

Соберите информацию в Яндекс.Вордстат. Посмотрите, что еще ищут люди по вашей теме, возможно эту информацию стоит добавить в план статьи.

Пример составления смысловых блоков для статьи

-7

Составьте структуру статьи

Скорее, всего смысловые блоки будут расставлены в хаотичном порядке и больше напоминать поток сознания. Но глядя на них, уже можно составить план статьи. Определите последовательность блоков, чтобы ввести читателя в курс дела, последовательно раскрыть тему и решить проблему, подвести к целевому действию.

Чтобы вам было проще все структурировать смысловые блоки единообразно, используйте один из способов составления плана для статьи.

-8

Выберите формат статьи

Теперь нужно продумать, в каком формате вы подадите решение проблемы в статье, чтобы она наилучшим образом соответствовала вашим целям и потребностям читателя.

Посмотрите, подходит ли сейчас ваш план к какому-либо из форматов. Если да, переходите к следующему этапу. Если нет, подумайте, в каком формате лучше подать вашу тему и расставьте существующие блоки и добавьте недостающие в соответствующем порядке.

Популярные форматы статей:

  • Руководство / Инструкция
  • Статья-справка / FAQ
  • Обзор
  • Вопрос-ответ / Проблема-решение
  • Рекомендации / Советы
  • Кейс
  • Подборка

Шаблоны структуры статей популярных форматов

Руководство / Инструкция

Введение. Описание проблемы/ технологии, чему вы научите читателя.

Основная часть. Пошаговое применение. Решение проблем, которые могут возникнуть.

Заключение. Дополнительные советы по использованию.

Статья-справка

Введение. Краткое описание предмета, технологии, явления, которое вы собрались описывать.

Основная часть. Описание основных свойств и характеристик: история возникновения, характеристики, разновидности, способы использования, ссылки на дополнительные источники.

Заключение. Перечисление самых важных фактов из статьи.

Обзор инструментов / технологий / товаров

Введение. Краткое описание предмета статьи.

Основная часть. Сам обзор: основные характеристики, возможности использования, преимущества и недостатки, сравнение с похожими продуктами.

Заключение. Выводы и советы по результатам обзора.

Вопрос-ответ / Проблема-решение

Введение. Описание проблемы, у кого она случается, почему вы можете дать решение.

Основная часть. Пошаговое руководство действию или сам ответ: что делать, как это поможет, почему именно так, какие еще проблемы могут быть, почему это хорошее решение.

Заключение. Какой должен получиться результат.

Кейс

Введение. Какая была задача, в чем ее сложность и особенность.

Основная часть. Какое решение выбрали и почему, ход работы, какие были трудности в процессе и как их решали.

Заключение. Решена ли задача, каких результатов достигли или не достигли.

Проверьте план статьи

Просмотрите получившийся план. Он хороший если:

  • По нему сразу можно понять суть статьи.
  • Подзаголовки единообразны и соответствуют заголовку.
  • В разных пунктах плана не повторяется одной и той же информации.
  • Нет пунктов, которые уводят в другую тему.

Запомнить

Чтобы составить хороший план статьи, вам нужно определить цель статьи, целевую аудиторию, целевое и полезное действия. Именно этому нужно уделить больше всего внимания.

Цель статьи → Зачем статья бизнесу
Целевая аудитория → Кто читатели и насколько они «теплые»
Целевое действие → Что бизнесу нужно от читателя после прочтения
Полезное действие → Зачем читатель читать будет читать статью

Чек-лист: как составить структуру статьи

  • Понять задачу текста
  • Определить целевую аудиторию
  • Продумать целевое действие
  • Трансформировать цель бизнеса в проблему читателя.
  • Определить, какая информация нужна, чтобы дать читателю решение проблемы
  • Структурировать подачу информации
-9