Международная морская организация ООН (IMO), куда входит и Россия, в последние 2 года ратифицировала несколько крупных положений, которые с одной стороны призваны улучшить состояние окружающей среды. Но с другой не нравятся российской стороне, точнее российским судовладельцам. Рассказываем почему.
Дела арктические
В феврале 2020 года IMO приняла международную инициативу, которая касается арктического судоходства. Организация согласовала все поправки к Приложению I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью», которые направлены на введение запрета на использование судового остаточного топлива, СОТ (флотского мазута) в Арктических водах.
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Юрий Цветков на последнем заседании Российской палаты судоходства четко определил позицию ведомства по этому вопросу: «Принятие поправок будет сдерживать развитие всего арктического сектора Российской Федерации».
Российская сторона считает, что запрет будет сдерживать грузоперевозки Северного завоза. Старые суда, которые здесь ходят, и так работают на грани рентабельности. И наиболее пострадавшей стороной будет даже не судовладелец, а коренные народы и малые народности Севера.
Максимум чего смогла добиться #Россия - это перенос срока введения поправок на 1 июля 2024 года, вывода из-под действия ограничений судов, которые обеспечивают безопасность мореплавания, и борьбе с ЛАРН. Также для стран, у которых есть арктическое побережье, в том числе для России, появилась возможность выдавать специальные разрешения для отдельных судов также до 2029 года. Правила выдачи таких разрешений будут определены IMO дополнительно.
Меньше серы
С 1 января 2020 года вступили в силу новые требования IMO по содержанию серы в судовом топливе. Для сокращения вредных выбросов в атмосферу, содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5% до 0,5%.
В зонах особого контроля выбросов серы (SECA), куда относятся порты ЕС, Балтийское и Северное моря, Ла-Манш, прибрежные зоны США содержания серы в топливе вовсе не должно превышать 0,1%.
Например, Волжское пароходство сейчас использует судовое светлое топливо с содержанием серы до 0,5% и до 0,1% в зонах особого контроля за выбросами серы и судовое тяжелое топливо с содержанием серы 1,5% для остальных регионов, в том числе внутренних водных путей. Понятно, что светлое топливо значительно дороже и это приличная статья расходов в работе судна, которую судовладелец вынужден переносить на фрахт, а значит на стоимость товаров. А это, на всякий случай 20-30%.
Либо устанавливать на судне дополнительное оборудование для очистки выбросов, цена которого и стоимость эксплуатации также вызывают вопросы.
Однако в самом конце 2019 года совет Евразийской экономической комиссии согласился отсрочить вступление в силу норм техрегламента и продлить до 2024 года возможность продажи топлива с содержанием серы более 0,5% на территории Евразийского экономического союза. Речники таким образом получили возможность ходить на топливе с содержанием серы не выше 1,5%.
Контраргумент
29 мая 2020 года при разгерметизации бака с дизельным топливом на ТЭЦ в Кайеркане, в районе Норильска в окружающую среду попало 21 163 м³ дизельного топлива. Это одна из крупнейших утечек нефтепродуктов в арктической зоне в мировой истории. Последствия катастрофы специалистам предстоит еще оценить. Пока идет операция по ликвидации разлива.
К сожалению, катастрофа показательна, прежде всего в части отношения к охране окружающей среды в России.
У #ВМФ РФ есть программа вывоза мусора из Арктики, который скопился там еще с советских времен. Но это пока капля в море. Потому как в регионе долгие годы топили отработавшие реакторы, суда и #корабли не только ВМФ, а пустые бочки из под топлива вообще стали синонимом #Арктика. Теперь на это наслаивается и новые катастрофы.
Да, выбросы с судов не такие значительные, как с самолетов или промышленных предприятий. Но сам подход о том, что нововведения испортят устоявшийся #бизнес (во многом доставшийся от советских времен, когда это не было бизнесом) пагубен и для страны, и для людей. За здоровье людей ни Минтранс, ни судовладелец платить не будет...