Найти в Дзене

Необычные музыкальные инструменты. Часть 2 - это просто космос!

Поехали... 1. ЛАЗЕРНАЯ АРФА Существует две основные разновидности этого инструмента: фреймовая арфа (или закрытая арфа, арфа в рамке) и открытая арфа (безрамочная арфа). Фреймовая лазерная арфа представляет из себя замкнутую конструкцию, у которой снизу вверх идут лучи лазера, и они «упираются» в верхний край этой рамки, на котором смонтированы фотоприемники (как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро). При прерывании луча рукой фото-приемник выдает сигнал о потере света и система издает определенный звук. Иногда фреймовые арфы выполняются в виде реальных арф. Открытая лазерная арфа (иногда её называют еще системой с бесконечными лучами) — это обычно ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. Она потому и называется «открытой», что ни с боков, ни тем более сверху, она ничем не закрыта. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках лучи вообще могут свободно уходить в небо. И,

Поехали...

1. ЛАЗЕРНАЯ АРФА

Лазерная арфа — электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать ладонью.
Лазерная арфа — электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать ладонью.

Существует две основные разновидности этого инструмента: фреймовая арфа (или закрытая арфа, арфа в рамке) и открытая арфа (безрамочная арфа).

Фреймовая лазерная арфа представляет из себя замкнутую конструкцию, у которой снизу вверх идут лучи лазера, и они «упираются» в верхний край этой рамки, на котором смонтированы фотоприемники (как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро). При прерывании луча рукой фото-приемник выдает сигнал о потере света и система издает определенный звук. Иногда фреймовые арфы выполняются в виде реальных арф.

Открытая лазерная арфа (иногда её называют еще системой с бесконечными лучами) — это обычно ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. Она потому и называется «открытой», что ни с боков, ни тем более сверху, она ничем не закрыта. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках лучи вообще могут свободно уходить в небо. И, соответственно, ни о каких примитивных фотоприемниках тут речь не идет.

Принцип работы таких лазерных арф гораздо сложнее и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом. По принципу работы этих сенсоров открытая лазерная арфа подразделяется на чисто аппаратную и на программно-аппаратную. В первых сигналы от фоточувствительных элементов обрабатываются приборами на основе микроконтроллеров, во вторых сенсорами обычно выступают скоростные видеокамеры, изображение от которых обрабатывается специальными программами на компьютерах в реальном времени. В дальнейшем и те и другие открытые лазерные арфы могут выдавать сигнал на программный или «железный» синтезатор, который в конечном счете и воспроизводит звучание того или иного инструмента.

Первые лазерные арфы были одноцветными — обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем, красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы.

Двухцветная лазерная арфа была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли (Maurizio Carelli) - Итальянским инженером по программному обеспечению и электронной аппаратуре.

Для просмотра ролика и прослушивания звучания инструмента, скопируйте ссылку и «вставьте» в окно поиска видеохостинга Ютуб - https://youtu.be/ZafvISaPp1E

2. АРФА ЗЕМЛИ

Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.
Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.

Создатель «арфы Земли» (The Earth Harp), художественный руководитель MASS Essemble и мультиинструменталист Уильям Клоуз попросту хотел «превратить планету в музыкальный инструмент». Поэтому он спроектировал первую арфу, струны которой превышают длину в 300 метров — они крепятся к деревянной платформе с одной стороны и к хребту горы в Санта-Монике, Калифорния. Для игры на этом огромном инструменте используется пара человеческих рук — никаких специальных приспособлений. Струны часто натягивают прямо над головами слушателей.

Из интервью Уильяма Клоуза: "Своё название "Арфа Земли" получила после того, как я установил несколько резонаторов на одной половине каньона и протянул струны на другую его сторону. Это превратило каньон в гигантскую арфу. Позже я стал натягивать гигантские струны везде, где только мог, и играть на них. Я обнаружил, что если надеть перчатки со скрипичной канифолью и пройтись по струнам, то такое движение создаст компрессионную волну. Похожий звук возникает, когда мы проводим кончиками пальцев по краю бокала. Это невероятный акустический феномен! Музыка получается так - На сцене устанавливаются резонаторы, а струны натягиваются над зрительным залом. Получается такое архитектурное сооружение, а у зрителей создаётся впечатление, что они находятся внутри инструмента. Я люблю такие моменты... Чтобы усилить звук, устанавливаю пару микрофонов. Именно усилители звука создают такой эпический эффект. Когда я играю на "Арфе Земли", это звучит, как будто целая струнная секция в оркестре и такой величественный и впечатляющий звук создают кончики моих пальцев. Мой инструмент, осмелюсь сказать, создаёт исцеляющий звук, который затрагивает многих людей и вызывает массу эмоций."

Для просмотра ролика и прослушивания звучания инструмента, скопируйте ссылку и «вставьте» в окно поиска видеохостинга Ютуб - https://youtu.be/9ebd-3jdTZc

3. КАТУШКА ТЕСЛЫ

Трансформа́тор Те́слы, или кату́шка Те́слы (англ. Tesla coil) — устройство, изобретённое Николой Теслой и носящее его имя. Является резонансным трансформатором, производящим высокое напряжение высокой частоты. Прибор был запатентован 22 сентября 1896 года как «Аппарат для производства электрических токов высокой частоты и потенциала».
Трансформа́тор Те́слы, или кату́шка Те́слы (англ. Tesla coil) — устройство, изобретённое Николой Теслой и носящее его имя. Является резонансным трансформатором, производящим высокое напряжение высокой частоты. Прибор был запатентован 22 сентября 1896 года как «Аппарат для производства электрических токов высокой частоты и потенциала».

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАТУШЕК ТЕСЛА

Любой звук это механическая волна в воздухе, которая характеризуется амплитудой и частотой. Определенной музыкальной ноте, которую играет музыкальный инструмент, соответствует своя частота, амплитуда при этом определяет громкость ноты. Например, ноте ДО малой октавы соответствует частота 130,81Гц, а ноте ЛЯ первой октавы соответствует частота 440Гц.

Любой повторяющийся процесс с частотой 440Гц, который вызовет колебания воздуха, будет восприниматься ухом похожим на ноту ЛЯ. Музыкальная Катушка Тесла работает именно по этому принципу.

При включении Катушка Тесла генерирует электрический разряд в воздухе, который вызывает фактическую детонацию и последующую звуковую волну. Используя описанный принцип и включая Катушку Тесла с нужной нам частотой, мы можем проигрывать музыкальные ноты последовательностью «микровзрывов». Пояснения этого процесса изображено на рисунке ниже. Для проигрывания ноты ЛЯ, с частотой 440Гц необходимо включать Катушку Тесла с частотой 880Гц т.е. в два раза большей, т.к. синусоидальная звуковая волна имеет положительную и отрицательную амплитуду за один период.

При этом Катушка Тесла играет некие «псевдо» ноты, что создает неповторимое электрическое звучание. Из рисунка видно что, чем ниже нота, тем реже включается Катушка Тесла и тем меньше потребляемая мощность, следовательно, разряд уменьшается и больше ветвится, а на высоких частотах разряд обретает мощь и громкость. Чередую высокие и низкие частоты можно добиться лучшего визуального восприятия композиции. Чтобы создать симметрию и разнообразие необходимо несколько раз играть высокие ноты на одной Катушке Тесла, а низкие на другой, а затем менять их местами.

Для проигрывания практически любой мелодии достаточно двух Катушек Тесла, каждая из которых независимо воспроизводит свою ноту, создавая стереозвучание.

ВАЖНО! Являясь источником высокого напряжения, трансформатор Теслы может быть смертельно опасен.

Для просмотра ролика и прослушивания звучания инструмента, скопируйте ссылку и «вставьте» в окно поиска видеохостинга Ютуб - https://youtu.be/pihD82-wCk4

Спасибо за внимание!

Удачи вам! Берегите себя и своих близких.

Если поравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.