Найти в Дзене
Дзен для авторов

Сценарист и автор Дзена Александр Молчанов: «Не бойтесь показывать свои слабости — это вызывает доверие»

Оглавление
Александр Молчанов. Иллюстрации Светы Овчинниковой
Александр Молчанов. Иллюстрации Светы Овчинниковой

Сценарист сериалов «Детективы» и «Кости», автор книги «Букварь сценариста» и дзен-блогер Александр Молчанов рассказал о том, как вести канал, чтобы читатели ждали новых постов сильнее, чем свежую серию «Мстителей».

Станьте героем

Мы смотрим кино ради ярких персонажей. При этом, заметьте, даже не все супергерои умеют летать, становиться невидимыми или проходить сквозь стены. Это самые обычные люди, а их суперспособности заключаются в их персональных качествах. Например, Тони Старка не кусал радиоактивный паук и не поражала молния. Лишь благодаря своему трудолюбию и изобретательности он стал Железным человеком и спас сотни жизней.

Станьте таким же героем для ваших подписчиков. Относитесь к вашему блогу в Дзене как к увлекательной истории. Она может оказаться еще более захватывающей, чем те, что мы смотрим в кино, если вы покажете себя ярким человеком с определенными достоинствами и недостатками.

Демонстрируйте суперспособности

Найдите у себя сильную сторону. Например, если вы блогер-предприниматель, покажите, что умеете создавать деньги из воздуха. Вас оставили в пустыне с одним ножом? Напишите о том, как в течение двух месяцев вы создаете в этих условиях успешную компанию.

Моя суперспособность — умение рассказывать истории. Я пишу пьесы, которые ставят в театрах, и сценарии, по которым снимают сериалы. Люди, не имеющие такой суперспособности, но желающие ее получить, приходят ко мне. Из них складывается моя целевая аудитория.

-2

Показывайте слабости

Многие в своем блоге любят похвастаться. Это неправильно. В сценарии у любого интересного персонажа должен быть недостаток, о котором нужно напоминать зрителю. То же самое в реальности: если вы лауреат Нобелевской премии, женаты на модели и каждое утро просыпаетесь в замечательном настроении, у читателей возникает либо жгучая зависть, либо подозрение: а не врут ли мне? Помните, что даже у всемогущего Супермена есть слабость в виде камня криптонита. Не пытайтесь предстать перед своими подписчиками непобедимым — этим трудно очаровать.

Ваш недостаток должен постоянно проявляться в вашей основной деятельности. Если вы пишете о книгах и жалуетесь на хронический насморк, это не вызовет особого интереса и сочувствия. Но если вы водолаз, насморк может стать для вас смертельной угрозой, и читатель тут же начнет за вас переживать.

Моя слабость в том, что в интервью и на вебинарах я заикаюсь, говорю «угу», «э», «ну». Подписчики часто жаловались, что моя манера речи их раздражает. Я мог бы просто игнорировать эти замечания, но поступил наоборот: записал видео, где тренер учит меня справляться с речевыми проблемами. Поделился с подписчиками своими комплексами и продемонстрировал, что работаю над недостатками.

Открытость обеспечивает доверие и симпатию аудитории. При таком отношении любая ваша неудача идет на пользу и не разрушает образ, а дополняет его.

-3

Обозначайте цель

В сценарии у любого персонажа должна быть понятная мотивация. Блогерам я бы тоже посоветовал почаще упоминать о своих желаниях и целях. Это создает интригу. Следя за постепенным воплощением вашей мечты, люди либо болеют за вас, либо неистово желают вам провала. В любом случае они, скорее всего, подпишутся на ваш блог.

Один мой приятель специализируется на бизнес-проектах. Он завел страничку во «Вконтакте» и написал, что хочет заработать два миллиона рублей за год. И он не только добился этого, но и собрал множество подписчиков, следивших за его продвижением к цели.

Показывайте свои будни

Подписчикам нравится, когда автор приподнимает завесу над своей жизнью. Однажды я забыл закончить одну трансляцию и начал другую. В ней я откровенно рассказал о своей личной жизни, финансовом положении во время переезда на новую квартиру. Когда я вернулся к предыдущей встрече, то обнаружил, что многие из моих слушателей остались. Они обсуждали меня в комментариях. Им было неудобно подслушивать, но они заинтересовались. Они почувствовали, что я не просто говорящая голова, а живой человек.

Часто во время эфира мой кот ходит по столу. Я не выгоняю его. И не помню, чтобы кто-то об этом просил. Наоборот, все радуются: «Котик пришел! Боже мой! Как его зовут?» Вы можете намеренно показывать подписчикам случайные отрывки из собственной жизни. Помните, что самый интересный супергерой — обычный человек.

-4

Различайте скандал и провокацию

Скандалы губительны. Вспомните Никиту Джигурду: сегодня этого талантливого актера помнят не по его ролям (например, в фильме «Любить по-русски» его персонаж очень яркий и достоверный), а благодаря множеству скандалов с его участием. Он стал мемом, дискредитировал себя в глазах и киношников, и зрителей. В результате его известность повысилась, но авторитет оказался подорван.

Провокация — это другое. Автор, успешно провоцирующий своих подписчиков, попадает в болевую точку и заставляет их задуматься. В итоге авторитет такого блогера, наоборот, возрастает.

Подготовил Глеб Кузьминский