В России до 2024 года действует нацпроект «Цифровая экономика», на его реализацию планируется потратить 1,84 трлн рублей. В рамках нацпроекта должна заработать инфраструктура «Цифровой профиль» — платформа для обмена информацией между государством, гражданами и организациями.
В «Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации», которую кабмин утвердил в июле 2017 года, отмечалось, что никаких новых данных, которые доселе государством не учитывались, в эту базу включать не будут. Но в законопроекте такие полномочия предоставлены ФСБ и Службе внешней разведки: они смогут вносить в базу сведения, «ранее не учтённые в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах». При этом, граждане не смогут получить доступ к сведениям, внесенными этими органами.
Пользоваться банком данных смогут органы власти всех уровней, органы управления внебюджетными фондами (ОМС и прочие), а также избирательные комиссии. Кроме того, доступ к ней будет у многофункциональных центров (МФЦ).
8 июня 2020 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Согласно нему каждому гражданину РФ присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию о нем сконцентрируют в одной базе. Это позволит оперативно отслеживать все важные этапы жизни граждан: от рождения, обучения, службы в армии, поступления на работу, выхода на пенсию, смены места проживания, до факта смерти.
Дополнительно в базе данных будет информация об иностранцах и лицах без гражданства, которые признаны беженцами, а также временно или постоянно проживают в РФ либо работают в ней.
Централизованный сбор данных о гражданах позволит обеспечить достоверность и непротиворечивость сведений, которые сейчас числятся в реестрах разных служб.
В пояснительной записке к законопроекту Правительство отмечает, что создание единой базы данных обеспечит, среди прочего, «переход на качественно новый уровень расчёта и начисления налогов на доходы физических лиц». На фискальной составляющей, к слову, акцентировалось внимание в Концепции создания базы: говорилось, что её основная цель — «совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на счета физлиц».
В проекте закона также говорится, что единая база данных о населении поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству при получении льгот и уплате налогов. Ещё там указано, что база будет обеспечивать избирательные права граждан и процесс военного призыва.
Отдельно указывается на то, что в электронном досье не будет никаких медицинских и биометрических данных, а также описаний свойств личности, номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина. В закрытых частях будут хранится данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб. Вести регистр будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.
Информация, которая попадет в единую базу данных о физических лицах страны:
Сведения о физическом лице
- фамилия, имя и отчество (при наличии);
- дата рождения, место рождения;
- дата смерти, место смерти;
- пол и в случае его изменения иной пол;
- сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
- гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
- сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
- сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).
Идентификаторы
- записи актов о рождении и о смерти;
- документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
- документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
- сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
- сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
- сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
- сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
- сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
- документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
- учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.
Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из реестра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии. Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных. Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части.
Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.
Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне.
Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др.
Закон принят несмотря на возражения со стороны отдельных представителей общественности.
«Это может оказаться губительным не только для персональных данных конкретного гражданина, но и для суверенитета страны в целом. Что представляет из себя принятый впопыхах проект закона? Речь идёт о сборе сведений обо всём населении из различных баз данных органов власти в один общий регистр.
На каждого человека будет сформирован цифровой «файл-досье», в который будут собраны более 30 видов сведений от рождения до смерти, с присвоением персонального пожизненного номера — идентификатора.»
Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее не был принят в ФСБ. Специалисты отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации». Не исключено, что эта всероссийская база может спровоцировать киберпреступников и интернет-мошенников.