Найти в Дзене

Женская конкуренция в жизни и литературе

Наше общество называют конкурентным. Даже не вдаваясь в детали и не разбираясь, что конкретно подразумевают под этим понятием, становится ясно — сам эпитет подобран верно. Конкуренция везде: в политике, бизнесе, искусстве, личной жизни. В стороне от вечного бега наперегонки не остаётся никто. Особенно сильно стремление быть лучше других и показать себя выражено у женщин.

Современная индустрия красоты предоставляет массу возможностей, чтобы стать красивее других, выглядеть моложе, создать более дорогой образ. Мода превратилась в фетиш, от которого, если разобраться, страдают все. Ведь просто соответствовать стандартам уже сложно, а чтобы превзойти конкуренток и вовсе придётся лезть из кожи вон. Впрочем, для милых дам соперничество было свойственно всегда, как и желание вписаться в некие стереотипы, обойдя товарок на крутых поворотах. Упоминания об этом можно найти на страницах книг классиков, таких как Бальзак, Мопассан, Теккерей. Да и в учебниках истории на эту тему сказано немало. Достаточно вспомнить пресловутые корсеты, ломавшие ребра и протыкавшие внутренние органы, или ядовитые свинцовые белила.

Соперничество в личной жизни, которое одни называют естественным природным инстинктом — недаром ведь животные на воле постоянно борются за лидерство, а другие кличут банальной завистью, распространяется на профессиональную деятельность. Эта слабость не обошла стороной и самых одухотворённых, возвышенных людей — писателей, которые в своих произведениях говорят «о разумном, добром, вечном», воспевают мораль, ратуют за взаимопонимание, восхищаются жертвенностью и благородством, а сами готовы рвать друг другу глотки за общественную любовь и гонорары, бо́льшие, чем у собрата по перу. Конкуренция между авторами встречается не только здоровая, увидеть которую можно на конкурсах и премиях, но и губительная, болезненная. Она проявляется взаимными оскорблениями в социальных сетях, подражательством в попытках увести читателя у другого писателя и имеет множество других уродливых лиц.

Разобраться с понятием конкуренции и докопаться до её основ решила корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей», обратившись за помощью к современному автору Юлии Беанне, перу которой принадлежит мистический триллер «Кровь», а также произведения, опубликованные на страницах коллективных сборников, журналов и альманахов. Хотите узнать, что думает о конкуренции в жизни и литературе писательница двадцать первого века? Тогда давайте начнём беседу!

— Юлия, согласны ли Вы с утверждением, что конкуренция — двигатель прогресса?

— Думаю, конкуренция может способствовать прогрессу, но в том случае, если человек не ставит её во главу. Приведу пример — я с детства мечтала петь, как Кристина Агилера. Очень впечатлял её голос, мощь вокала просто захватывала. Но когда я начала ходить на уроки пения, а позже поступила в музыкальное, то не думала о том, чтобы стать копией Агилеры. Она только вдохновляла меня; подолгу делая распевки и порой уставая от них, я подбадривала себя мыслями: «Ну ничего, это того стоит, ведь однажды я тоже смогу брать высокие ноты и исполнять столь же сложные песни, что Кристина». Мне не приходило в голову копировать её фирменные приёмы или, исполняя её песни, повторять один-в-один интонацию, мелизмы и прочее. То есть здесь важно провести грань, иначе прогресса не будет, творческая личность просто станет клоном кумира.

— Знакомо ли Вам чувство женской конкуренции? Есть ли какая-то история из реальной жизни, в которой Вы стали жертвой или победителем в этой борьбе?

— В детстве я сравнивала себя с другими девочками. И это было связано лишь с некими комплексами — например, я была самой низенькой и совсем худой, и малость завидовала тем, кто выше и массивней. Женская конкуренция обычно подразумевает сравнение внешности — на форумах часто читаю темы в стиле «кто красивей, я или эта артистка?» или «я или бывшая парня?». Вот в плане внешности я тягалась с кем-то только в школе. Мне это кажется бессмысленным, особенно сравнение себя с публичными девушками — у них профессиональные визажисты, фотографы, стилисты. И на обложке может быть одно, а в жизни окажется другое. Недавно я написала шуточный хоррор-стишок «Я красавица», показывающий то, что при ближайшем рассмотрении красавицы могут быть не совсем такими, какими сначала показались. Проще относитесь к своей внешности, не равняйтесь на других, тем более на тех, кого даже не видели вживую.

— Как женская конкуренция отражена в Вашем творчестве?

— Пока на тему женской конкуренции у меня есть только один стих. Он был навеян размышлениями о темах на форумах и всей этой конкуренции, но окончательный толчок для его написания дал сон. Мне приснилось, что я нахожу в Интернете текст новой песни Ланы Дель Рей. И там сначала поётся о девушке, от чьей красоты все сходят с ума, а в конце выясняется, что она зомби.

***
Я красавица
В узком платьице.
Черноглазая
Старшеклассница.

Я красавица,
Взгляды плавятся.
Волос огненный
Кучерявится.

Я красавица,
Не избавиться.
Бабы крестятся,
Кошки скалятся.

Я красавица,
Вам понравится.
Только мясце
Чуть отваливается.

Обычно же мои героини, наоборот, все в себе, им не до конкуренции — у них депрессии, страхи, их преследуют навязчивые идеи и/или потусторонние личности. Признаться, чаще, чем про конкуренцию, я думаю о том, что время для всех одинаково. Это основная тема моих произведений.

***
Звенит рыдающая трель,
Дурная ночь, прошу, усни.
Холодный всполох и метель,
Растаял свет, блестят огни.

Густая тьма, без глаз, без дна,
Ты мне отчаянно близка,
Скончалась прошлая Луна,
Глядят дома, зовёт тоска.

Ночь будет каменно молчать
О том, что годы тянут вдаль.
Я рву серебряную прядь,
Хрипит зима, поёт печаль.

— А что насчёт конкуренции с другими писателями? Присутствует ли она в Вашей жизни?

— Конкурировать с другими писателями я начала на отборах в разные литературные проекты. На первых порах я увидела немало людей, пишущих заметно лучше меня, — атмосферность, слог, продуманность сюжета у них были выполнены более профессионально. То были писатели, регулярно сотрудничающие с крупнейшими издательствами, обладатели премий и т. д. Поначалу меня это вогнало в тоску, я ощутила себя дилетантом. Но тоска длилась недолго, я взяла себя в руки и, опять же проводя грань между «возьми лучшее» и «копируй», стала совершенствоваться. И последующие рассказы стали набирать больше положительных отзывов, меня уже перестали разносить в пух и прах. Оказалось, что хорошо (или хотя бы неплохо) писать не так уж и трудно, нужна усидчивость, вдохновение и реальное желание стать лучше.

— Возможно, есть какие-то авторы, на которых Вы хотели или хотите быть похожей? Почему именно они?

— Из писателей мой фаворит (не люблю слово «кумир») — Леонид Андреев. Забавно, как я о нём узнала, — на одном конкурсе меня с ним сравнили. Но сравнили не в положительном ключе, а в том смысле, что «вот у Андреева получалось передать полную безысходность, а у вас слабовато». Я решила почитать его произведения, и они меня покорили. Потрясающий язык, столь же потрясающе переданное ощущение безысходности и кошмара, в которые попадают герои, — я бы правда мечтала создавать такие же рассказы. «Красный смех», «Молчание» и «Елеазар» перечитывала раз двадцать. Одна из моих любимых певиц — Лана Дель Рей. И мне бы хотелось научиться передавать в своих стихотворениях столь же красивую грусть, что и она в своих песнях. Я постоянно учусь у тех, кого считаю лучше, и надеюсь, это принесёт свои плоды.

— Как избавиться от зависти, женской или писательской, и не пустить её в свою жизнь? Есть ли готовый рецепт от Юлии Беанны?

— Чтобы не завидовать, подумайте о том, что, глядя на другого человека, вы видите только одну сторону Луны. Что там, в душе красавицы, на которую вы хотите быть похожей, или какими заботами тяготится писатель, чьим успехам вы завидуете, — этого вы знать не можете. Опять-таки, завидовать чужим заслугам глупо — вы лучше попробуйте достичь того же. Например, взять за правило писать хоть по 5–10 страниц в день. И не бояться рассылать свои творения куда только можно. Отдельно порекомендую творческим людям не бояться отказов из вышестоящих инстанций — на первых порах отказывают много кому, если не почти всем. Черпайте у тех, кому завидуете, энергию для того, чтобы добиться таких же успехов. Преобразуйте негатив (зависть — эмоция откровенно чёрная) во вдохновение. Не позволяйте себе мыслей в стиле «ух, какие у неё шикарные волосы, вот бы она облысела, и я бы порадовалась», а скажите: «А что бы такого сделать, чтобы и мои волосы стали роскошными?» Соответственно, завидовать будет нечему. Я уже не завидую тем, кто публикуется в журналах и всевозможных сборниках, а если бы побоялась участвовать в конкурсах и отправлять письма в издательства, то поныне бы пребывала в расстройстве, что вот кого-то печатают, а я не могу выйти за пределы литературных сайтов.

— Будем надеяться, что люди сумеют избавиться от зависти, воспользовавшись Вашими советами или придумав собственный рецепт, а конкуренция станет здоровой, чтобы способствовать развитию, а не тянуть на дно, становясь причиной комплексов и подражательства.

Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова